Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сны в «Евгение Онегине» и «Капитанской дочке» (ЕГЭ по литературе)

Особенность сна любого литературного героя заключается в том, что читатель имеет возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа. Как справедливо можно заметить, сон Татьяны Лариной из романа в стихах «Евгений Онегин» и сон Петра Гринева из исторической повести «Капитанская дочка» - пророческие, вещие сны, выполняющие сюжетообразующую функцию. Вместе с этим, оба сна раскрывают характер героев, характеризуют их душу, иными словами - выполняют характерологическую функцию.

Наиболее тщательно и подробно изложен Пушкиным сон Татьяны Лариной в 5 главе романа (интересно отметить, что эпиграфом к этой главе послужили строчки из баллады Жуковского «Светлана»). Возможно определенным психологическим оправданием ее сна является тот факт, что героиня страдает после объяснения с Онегиным, которое явилась для нее ударом.

Как перед многими вещими снами в русско литературе, героиня гадает, собираясь узнать будущее, обратиться к потусторонним силам. Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы, среди которых зеркало занимает ключевое место. Его и кладет под подушку девушка. Вещий сон, который снится ей после гадания, заключается в том, что Татьяна, бродя по заснеженному лесу, натыкается на медведя и безуспешно пытается убежать от него, перебегая мост. Но медведь нагоняет девушку, подхватывает на руки и несет к избушке («…медведь проворно ее хватает и несет…он мчит ее лесной дорогой; вдруг меж дерев шалаш убогой…медведь промолвил: «Здесь мой кум: погрейся у него немножко!»») В избушке чудовища пытаются дотронуться, дотянуться до Татьяны, но Онегин кричит «Мое!» и «шайка вся покрылась вдруг». Внезапно входят Ленский с Ольгой, раздраженный Евгений «хватает длинный нож» и убивает Владимира.

Разбирая сон Лариной невероятно важно обратить внимание на толкование отдельных деталей и образов, создающих пространство и сюжет сна. В эпизоде сна Татьяны присутствует множество символов, помогающих в этом. Так, например важнейшей деталей сна является зима. Помимо того, что она помогает в создании хроноскопа вещего сна, зима также имеет и второе значение. Когда как лето - символ рождения, материнства, жизни и радости в целом, зима - ровно наоборот - символ смерти и печали. Снег также вносит в толкование сновидения тему брака, так как снег - символ обновления и плодородия. Возможно и другое толкование снега и зимы вт сне героини. Татьяна всю свою жизнь прожила в одиночестве, без единой родственной и близкой ей души, среди невежественного общества. Возможно ее жизненный путь во многом похож на картину, видимую ею во сне. Он холоден, как и снеговая поляна, по которой бродит героиня. Холоден от отсутствия нормальны, теплых, понимающих взаимоотношений. И идя по этому жизненному пути, не окружена ли героиня той самой «печальной мглой»?, Стоит заметить, что тема зимы сопровождает главную героиню произведения на протяжении всего романа в стихах. Характеризуя Татьяну, Пушкин писал:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодную красою

Любила русскую зиму…

Поезда на ярмарку невест и встреча Татьяны и Онегина в Петербурге, все это происходит зимой.

Далее (после символа зимы и снега) стоит обратить внимание на ручей, через который перешла Ларина, и «дрожащий, гибельный мосток».

М. Гершензон считал, что ручей – это «та граница, то пространство, которое разделяет людей между собой и препятствует им вступать во взаимные отношения друг с другом». Мостик через ручей - символ рака; перейти девушке через ручей - значит выйти замуж. Через этот ручей Татьяне помогает перебраться медведь (также символ замужества), который на пороге хижины, в которой находится Евгений, произносит очень важные для смыслового понимания сновидения слова: «Здесь мой кум». И действительно, позже, на приеме в Москве, генерал знакомит Онегина («родню и друга своего») со своей женой Татьяной. Получается, что медведь, приятель Онегина, предвещает героине будущего супруга - генерала, и по совместительству родственника Онегина.

Не менее важное значение в вещем сне играет хижина, в которой Онегин и «шайка домовых» празднуют что-то неизвестное читателю. Уродливые чудовища в хижине - символ провинциального дворянства той эпохи. Описание пира демонов в хижине сходно с описанием гости на именинах Татьяны. Во сне Татьяны: «Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!»; а на именинах: «В гостиной встреча новых лиц, лай мосек, чмоканье девиц. Шум, хохот, давка у порога…». С другой стороны, можно провести и другую параллель. Хижина – это символ Онегин, а домовые – реалии его внутреннего мира. Таким образом, можно предположить, что хижина – своеобразный портрет главного героя произведения. Татьяна видит того, кто «мил и страшен ей» в роли хозяина хижины, которому подчиняются монстры, и ей становится менее страшно («И Тане уж не так ужасно»). Сначала героиня «глядит тихонько в щелку», затем «немного растворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Таким образом, Пушкин стремится показать постепенное постижение Татьяной характера Евгения. При появлении Татьяны в хижине пропадают все домовые, будто сама душа Евгения избавляется от «демонов». Финальные строки сна («Хижина пошатнулась») как бы намекают читателю на душевные переживания, душевную трагедию Онегина, осознавшего безнадежность чувств к Татьяне. Помимо всего прочего, стоит заметить черту народности в главной героиней. Ей снятся образы, которые во все времена ассоциировались у людей с Россий - зима, холод, медведь. В этом заключается характерологическая функция сна Татьяны Лариной.

Помимо характерологической, сон также выполняет сюжетообразующую функцию, предвещая смерть Владимира Ленского. (Множество символов покуют в раскрытии этой темы). «Вдруг ветер дунул, загашая огонь светильников ночных…», погасший «светильник» (вероятно, погасшая свеча) - символ смерти. Невероятно важным образом здесь выступает мельница («Вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет…»), ведь, как известно, дуэль Онегина и Ленского происходила у мельницы; она - место смерти Владимира. Во сне Евгений убивает Ленского, ровно то же происходит и в жизни.

В вещем сне Петра Гринева из исторической повести «Капитанская дочка» Петруша возвращается в отцовский дом, героя встречает мать и сообщает, что отец при смерти и хочет, чтобы Гринев подошел под его благословение. («Тише», _ говорит она мне - «отец болен при смерти и желает с тобою проститься»). Когда главный герой заходит в спальню отца, то видит вместо него бородатого мужчину: «Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая». Гринев отказывает подходить под благословении незнакомого человека, но мать настаивает: «- Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика? - «все равно, Петруша», - отвечала мне матушка - «это твой посаженный отец; поцалуй у него ручку, и путь он тебя благословит…» Я не соглашался». Уже позже, по ходу развития сюжета, читатели узнают в образе «мужика с черною бородою» Емельяна Пугачева, который метонимически заменил родного отца Гринева в его сне. Картина из сновидения позже повторится в романе, в главе «Приступ», когда после помилования самозванец будет готов отпустить Гринева при условии, что тот поцелует его руку, « «Цалуй руку, целуй руку!» - говорили около меня, но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Гринев отказывает целовать руку так же, как сделал это во сне. (Эти события указывают на пророческий характер сна). После отказа мужик хватает топор и начинает бегать по комнате за героем. («Я хотел бежать…и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах…») Вся эта кровь, неизвестно откуда взявшиеся трупы, все это - символ кровавости, той крови, которой заплатит Росия за восстание Емельяна Пугачева. Тема с посаженным отцом также повторится по ходу развития сюжета, уже в конце, в главе «Сирота», Пугачев произнесет такие слова: «Пожалуй, я буду посаженным отцом…». Во всем этом и заключается сюжетообразующая функция сновидения.

Характерологическая функция сна позволяет читателям разглядеть в Петре Гриневе лучшие качества личности. Среди них - честь, чувство долга, отвага и героизм; Петр отказывается подойти под благословение не отца, показывает, что он не воспринимает «мужика с черною бородою» как отца и под его благословение не пойдет.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.