Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Пейзаж в «Грозе» Островского (ЕГЭ по литературе)


«Гроза» (1859) была не только одной из вершин драматургии А.Н.Островского, но и крупнейшим литературно-общественным событием накануне реформы 1861г. Именно в ней широко раскрывается новаторство Островского как гениального драматурга, тонко чувствовавшего окружающую его природу: автор пьесы выводит действие драмы «из помещения», переносит его на улицы выдуманного им самим маленького города Калинова. Будучи первым, кто внесет пейзажные зарисовки в драматургию, Островский начнет устойчивую традицию изображения пейзажа на страницах пьес, которую позже продолжит А.П.Чехов в своих гениальных произведениях (к примеру, в пьесе «Вишневый сад»).

Анализирую пейзаж драмы Островского «Гроза», стоит выделить два основных образа, которые читатель может наблюдать на всем протяжении произведения: образ реки Волги, вносящий мотив свободы в пьесу, и образ грозы, который вынесен уже в заглавие произведения, являющийся необычайно сложным и многогранным.

Итак, как уже было сказано выше, река Волга в драме Островского самым тесным образом связан с мотивом свободы, реализованным в пьесе.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

С этой точки зрения показательно то, что образ реки вводится драматургом в самом начале произведения, подчеркивая важность темы свободы в произведении. Именно здесь Кулигин говорит: «…гляжу за Волгу, и все наглядеться не могу». Становится очевидно, что река, являясь воплощением свободы, чистоты, душевного покоя, противопоставлена «жестоким нравам» города Калинова и патриархальному и деспотичному нраву его жителей, пытающихся сохранить уходящие традиции Домостроя.

Кроме того, волжские просторы тесно связаны с образом Катерины, которая, глядя вдаль, мечтает раскинуть руки и взлететь («…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»). И мотив полета, введенный в самом начале пьесы, в конце трагически трансформируется в мотив падения Катерины, все-таки нашедшей свободу в реке Волге. Главная героиня, находясь в конфликте не только с обществом, но и с самой собой, не видя иного исхода, кроме смерти, решается на самоубийство: «Все равно, уж душу свою я ведь погубила». Она бросается в Волгу, и ее душа наконец-то освобождается и от «жестоких нравов» Калинова, и от собственных грехов. Неслучайно после трагической гибели Катерины Кулигин говорит калиновцем, что «тело ее» они могут забрать, а вот ее «душа» им теперь не принадлежит, «она перед судией», который «милосерднее» их.

Образ Волги и мотив свободы тесным образом связаны с еще одним пейзажным образом драмы Островского «Гроза» - с образом самой грозы, который, очевидно, являлся для драматурга настолько важным, что он решил вывести его уже в заглавие пьесы. Важно отметить, что образ грозы нельзя сводить только к пониманию его как природного явления, потому что из всех персонажей только один Кулигин воспринимает ее так. На вопрос Дикого о том, что такое гроза, персонаж уверенно заявляет: «Электричество», что выводит Савела Прокофьича из себя. «Каждая травинка, каждый цветочек радуется, а мы боимся, точно напасти какой», - заявляет Кулигин.

Однако сам Дикой, как и все остальные жители вымышленного города, уверены, что гроза - это именно «напасть», которая «посылается» им в наказание за все совершенные грехи, что это Божья кара, которая в конце концов настигнет всех. И именно поэтому ее так боятся калиновцы, а Катерины в особенности: это не просто страх перед природным явлением, это страх возмездия за грехи. Важно отметить, что гроза начинается уже в первом действии и, к четвёртому, периодически прекращаясь, набирает свою силу, и, как уже было отмечено, единственным, кто не боится ее, становится Кулигин, механик-самоучка, думающий о благе общества и стремящийся заработать честным путем. Все остальные калиновцы, прекрасно понимающие свои грехи, видят в грозе символ Высшего суда, кару господню для тех, кто не ведет праведный образ жизни. В этой связи важно отметить, что читатель с первых явлений узнает о страхе Катерины перед грозой; героиня поэтому всячески стремится как можно раньше спрятаться от неё.

Кроме того, с точки зрения понимания грозы как Божьей кары нельзя не отметить образ полусумасшедший барыни; ее слова, предваряющие ремарку Островского («Удар грома») и вводящие апокалиптические мотивы в произведение, наиболее четко дают связать образ гроза с символом Великого суда, на котором, в конце концов, предстанут все до единого: «От бога-то не уйдешь!».

Последний шаг, от которого зашатался Калиновский мир, – это тоже  гроза . Молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, не примирившуюся с деспотичным и патриархальном миром кабановых и диких Катерину, сверкнули над судьбами сбежавших Варвары и Кудряша, осветили темноту светом разума и красоты. Возможно, есть основания для восприятия грозы, образ которой тесно связан с образом Катерины, как взрыв восставшей народной воли. Катерина, которая явно находится в конфликте с калиновским общество, открыто восстает против их «жестоких нравов».

Добролюбов видит в образе Катерины Кабановой приметы народного пробуждения, рост самосознания, по его мнению гроза уже началась, народ проснулся и осознал неизбежный крах привычного уклада жизни, устаревших понятий, уже не отвечающих времени.

Итак, А.Н.Островский стал новатором в изображении пейзажа в драматургии, выведя действие пьесы из помещение на улицу. Природа в драме «Гроза» имеет глубоко символичный смысл, тесно связывающий пейзаж как с мотивами свободы и освобождения (река Волга), так и с библейскими мотивами Страшного суда, Божье кары, которая в конце концов настигнет всех. Кроме того, сам образ грозы можно трактовать не просто как природное явление или кару господню, но и как взрыв пробудившейся и восставшей народной воли.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id62696




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 14:56:20
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение