Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.1 С какой целью Лермонтов нарушил хронологический порядок глав в «Герое нашего времени»? (ЕГЭ по литературе)

Последовательность событий в действительности, то есть фабула, и сюжет (авторское расположение событий в произведении) в романе «Герой нашего времени» не совпадают. Рассмотрим, зачем автор прибегнул к изменению хронологического порядка глав.

Во-первых, Лермонтов последовательно раскрывает художественный образ Печорина, постепенно приближая героя к читателю. В романтической повести «Бэла» мы видим Александра Григорьевича глазами Максима Максимыча. По словам штабс-капитана, Печорин «с большими был странностями»: суровые погодные условия не причиняли ему никакого вреда, однако легкий сквозняк мог вызвать простуду; ходил в одиночку на кабана, но вздрагивал от стука ставень; то был душой компании, то часами молчал. Глава «Максим Максимыч», посвященная более добродушному коменданту крепости и являющаяся эскизом его характера, позволяет взглянуть на Печорина глазами автора-повествователя. Представлен подробный портрет главного героя: «стройный тонкий стан», «ослепительный, но холодный» блеск глаз. Читателю уже несколько известно о Печорине, однако характер, поведение, мотивы Григория Александровича остаются непонятными.

Невозможно не осуждать героя, разрушившего жизнь целой семьи и так холодно-равнодушно расставшегося с Максимом Максимычем, готовым броситься на шею Печорину. В последних трех частях романа слово получает сам Григорий Александрович, и читатель наконец получает шанс понять психологическую подоплеку его поведения.

Вторая причина использования особой композиции непосредственно связана с первой. Нарушив хронологический порядок глав, автор глубже раскрывает образ Печорина. Впечатление, которое оставляет после себя Григорий Александрович в «Бэле» и «Максиме Максимыче», сложно назвать положительным. Перед нами, казалось бы, эгоист, который, по словам штабс-капитана, вероятно, «маменькой был избалован» в детстве. В приключенческом же рассказе «Тамань» раскрываются отвага, мужество героя, его сильная воля, напрашивающаяся на бури и тревоги натура. Печорин, чтобы утолить жажду сильного духа, желающего жить полной жизнью, решает занять себя хоть и бесцельной, но все же деятельностью: он пускается в опасную авантюру. Узнав о контрабандистах, Григорий Александрович хочет больше узнать о них, однако предложенная ему обстоятельствами «игра» чуть было не заканчивается трагично. Из смертельной борьбы с «ундиной» Печорин едва не выходит проигравшим. Наконец, в «Княжне Мэри» становится понятно, что герой – сильная и глубокая личность. Появление Грушницкого усиливает это впечатление. Юнкер – антипод Печорина. Грушницкий пустой и малодушный человек, страсть которого – «производить эффект». Юнкер не лишен и положительных качеств, однако самолюбие не дает им развиться. Оно же приводит героя к гибели. В сцене дуэли самолюбие Грушницкого заставило его выстрелить в безоружного человека, а потом не позволило признаться в клевете и спасти тем самым собственную жизнь: «Стреляйте! <…> я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…» Печорин же был готов простить Грушницкого, так дерзко глядящего на него и не подозревающего, что противнику известно о незаряженном пистолете. Оскорбленное самолюбие Григория Александровича не торжествует над волей и духом, не заставляет принимать решения, противные понятиям о нравственности.

В-третьих, писатель заостряет внимание не на событиях, а на внутреннем мире Печорина. «Герой нашего времени» - первый психологический роман. Наряду с монологами Печорина, обращенными к Максиму Максимычу, Бэле, в произведении нередко встречается внутренняя речь героя. Он склонен к рефлексии. По словам Печорина, в нем живет два человека: первый действует, принимает решения, чувствует, а второй – судит первого и тщательно разбирает каждую мысль, каждую возникшую эмоцию. Так, читатель вновь видит перед собой очень сложную, противоречивую натуру.

Таким образом, «части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью» (Белинский). Нарушение хронологического порядка глав позволяет автору выразить идею, то есть показать «героя нашего времени».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.