Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Идеология патриотизма, при котором чувство любви к Родине навязывается госуд-вом, уступает место чувству патриотизма (ЕГЭ по литературе)


В стихотворении М. И. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» идеология патриотизма, при которой чувство любви к Родине навязывается государством, уступает место чувству патриотизма, состоянию души, «сознанию своей неотъемлемости от родины и неотъемлемому переживанию вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Цветаева никогда не принимала навязанную государством идеология патриотизма, не принимала революцию, ее ужасала гражданская война. Но, эмигрировав за границу вместе с дочерью, она продолжала испытывать чувство патриотизма, необъятную любовь к Отечеству, «тоску по родине». Цветаева пишет, что ей «совершенно все равно - где совершенно одинокой быть»: в эмиграции или в родной земле. «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст», - заявляет лирическая героиня стихотворения.


У нее ничего не осталось: ни души, ни родины, ни самой жизни. Ей чужд все, но «если по дороге - куча встает, особенно - рябина…». Стихотворение начинается с отрицания ностальгии , а заканчивается проявлением глубокого нравственного чувства патриотизма и выражением жесточайшей тоски по России, символом которой становится куст рябины. Именно поэтому можно считать, что в этом стихотворении идеология патриотизма у Цветаевой уступает место чувству патриотизма.

Во многих произведениях русской литературы можно то же само. Так. например, в стихотворении

М. Ю. Лермонтова «Родина» (1841) навязанная государством идеология уступает настоящему чувству любви к Отечеству. Поэт первым в русской литературе смог разделить понятия «родина» и «государство». Стихотворение было создано в эпоху, когда русская мысль завоевывала новое понимание любви Родине, навязанное государством. В связи с этим Лермонтов пишет: «Люблю отчизну я, но странною любовью!». Лирический герой обращает внимание читателей на то, что он любит Родину не так, как любят ее те, кому навязали новые понятия, новые пониманию любви к родному краю. Он любит ее своей, «странною» и настоящей любовью, не зависящей от государства и от навязанной всем идеологии патриотизма. Лирический герой признается, что сам не понимает причин своей безграничной любви к Отечеству; для него Родина - это не высшее общество с его мелочными интересами и бесконечными интригами, для него Родина- это простой народ, неприхотливый русский пейзаж. Героя привлекает не столичная жизни с «постылой жизни мишурой», но безыскусные стороны крестьянского быта. Как и в стихотворении Цветаевой «Тоска по родине! Давно…», в стихах Лермонтова главная мысль - это безответная любовь к Отчизне, которая слагается из простых, незаметных деталей. Эта любовь существует непроизвольно в душе каждого русского человека, его нельзя воспитать или как-то воздействовать на его развитие. В отличие от стихотворения Цветаевой, в «Родине» Лермонтова тема любви к Отчизне, патриотизма закономерно перекликается с темой природы (пейзажной лирикой) и «бытовым» пейзажем, в котором ярко отражен русский национальный колорит.

Кроме того, в стихотворении А. С. Пушкина «Деревня» лирический герой не принимает навязанный патриотизм, выступает не защитником абсолютной монархии, а настоящим русским патриотом, думающим о судьбе России:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В стихотворении «Деревня» поэтом поднимается проблема крепостного права и освобождения страны от рабства. Поэт-гражданин глубоко возмущен тем, что происходит в стране, которую он так любит. Для художника любование родной природой, родной страной невозможно до тех пор, пока «барство дикое» угнетает «рабство тощее». В отличии от стихотворения Цветаевой, «Деревню» можно композиционно разделить на две части, которые противопоставлены друг другу. Первая часть написана в жанре элегии, которая может быть отнесена к пейзажной лирике и посвящена описанию гармонических отношений человека и природы: «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льётся дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья». Вторая часть стихотворения относится к жанру политической лирики, где поднимаются проблемы бедственного положения народа, крепостного права и декабристских идей просвещения. Но, несмотря на различия, оба стихотворения отличаются необычайной глубиной идейного содержания и совершенством художественной формы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:59:56
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение