Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Женские образ в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (ЕГЭ по литературе)


Основной особенностью произведения Гоголя является то, что художественный мир комедии однороден. Среди женских образов (как и среди всех героев комедии) есть притеснители и притесняемые, власть имущие и подчиненные, но ни в ком не допускает Гоголь и тени идеализации. Кроме того, Гоголевский город последовательно иерархичен, женское население подразделено по рангам: выше всех семья городничего, затем - жены и дочери чиновников (вроде дочери Земляники, с которой дочери городничего пример брать не подобает), наконец, внизу - высеченная по ошибке унтер-офицерская вдова.

Мастерство Гоголя великолепно сказалось в создании характеров жены и дочери городничего Сквозник-Дмухановского. Перед нами предстают типичные провинциальные модницы, лишенные каких либо общественных стремлений, ничем не занятые и думающие лишь о нарядах и кокетстве. Гоголь пишет, что что Анна Андреевна - жена городничего - воспитана «на романах и альбомах», и эта любовь к «романам и альбомам» была, очевидно, воспитана ею в дочери Марье Антоновне.


Так, например, Марья хорошо знакома с сочинением Загоскина «Юрий Милославский».

При первом появлении героинь на страницах комедии читатель сразу замечает присущее им неприкрытое любопытство и ненужную суетливость, что хорошо оттеняется скупыми и односложными авторскими ремарками: «скоро говорит», «кричит до тех пор пока не опускается занавес»… Характер матери и дочери ярко раскрываются в их речи, которая изобилует восклицательными и вопросительными предложениями, подчеркивающими их пустое любопытство и суетность. Анна Андреевна обычно резко высказывается в сторону дочери, если та говорит что-то, по какой-то причине не нравящееся матери.

По приезде ревизора Анна Андреевна спрашивает лишь: «что он, полковник?», а нетерпение героини ярко выражается в диалоге ее с внесценическим образом - Авдотьей, и в этом диалоге принимает участие лишь сама Анна Андреевна, что превращает разговор в монолог.

Напускная любезность матери резко бросается в глаза читателям в момент, когда в доме семьи городничего появляется Хлестаков. Анна Андреевна слишком искусственно вежливо обращается с гостем, заискивая, кокетничая и льстя ему: «Вы это так изволите говорить для комплимента». Марья Антоновна же в сцене разговора с Хлестаковым обнаруживает свою неопытность по сравнению с матерью, наивность и робость. Героиня неумело отвечает на комплименты Хлестакова, а затем, не выдержав перешедшую границы речь Хлестакова, восклицает: «Нет, это уж слишком... Наглость такая!».

Анна Андреевна на протяжении всей пьесы находится в состоянии раздражения на дочь, но это чувство достигает наивысшей точки, когда жена городничего узнает, что Хлестаков влюблен не в нее, а в ее дочь Она привесь называет Марью Антоновну «дурой» и «эдакой дрянью», заявляет, что та «не достойна такого счастья».

Однако, несмотря на все это, Анна Андреевна абсолютно уверена в том, что ее дочь должна брать пример только с нее, и не может общаться ни с кем, кто по гоголевской городской пирамиде стоит ниже ее (то есть вообще ни с кем).

Однако важно отметить полное отсутсвие интереса у Марьи Антоновны, как и у ее матери, к серьезным вещам; героиня не замечает в Хлестаков ничего, кроме его внешности.

Ниже семьи городничего в гоголевской иерархии стоят жена и дочери чиновников и городских помещиков. Их образы не менее ярки, чем образы Анны Андреевны Марьи Антоновны. Жена безликого и запуганного смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова Настасья является его полной противоположностью. Анастасия Хлопова, которая любит ласково называть мужа «Луканчик», принижая его достоинство, является полноправной хозяйкой в их доме. Когда Хлопов робеет и не знает, что сказать, Анастасия делает это за него, выдавая свое мнение за мнение мужа. Так, например, именно она поздравляет семью городничего с поволокой Марьи Антоновны.

Жена помещика Добчиснкого в комедии не называется, однако Гоголь показывает, что дети их никак не похожи на Добчинского, что «даже девочка маленькая, как вылитый судья» Ляпкин-Тяпкин. Кроме того, на страницах комедии Гоголь, расшивая образную систему, описывает Ляпкину-Тяпкину и дочь Земляники, когда Марья Антоновна оказывает надевать голубое платье лишь оттого что они уже носят похожее.

Жена отставного чиновника Коробкина появляется в сцене, в которой герои поздравляют семью Сквозник-Дмухановского с поволокой дочери. Она, в отличие от жены Хлопова, не навязывает свое мнение мужу и не говорит за него; героиня поздравляет Анну Андреевну только после того, как это уже сделал сам Коробкин. После того, как жена городничего покровительственно разъясняет мужу, что «не всякой же мелюзге оказывать покровительство», жена Коробкина с недоумением восклицает: «Вы слышали, как она трактует нас?».

Расширяя образную систему, типизируя характеры и стремясь наиболее полно раскрыть пороки чиновничье-бюрократической системы, Гоголь вводит образ купчихи Пантелеевой, которая освободила сына от рекрутской службы, дав взятку: «…подослала к супруге полотна три штуки». После этого взамен сына купчихи вне очереди на службу отправили мужа слесарши Пошлепкиной.

Высеченная по ошибке унтер-офицерская вдова является наиболее ярким второстепенным женским образом комедии, находящимся, наравне с женой слесаря, на самом нижнем уровне городской иерархии.

Итак, выбор женских образов комедии обнаруживает стремление максимально охватить все стороны общественной жизни и управления, обличить несовершенство и пороки чиновничье-бюрократической системы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 22:44:25
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение