Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Черты модернизма в романе «Степной волк» (ЕГЭ по литературе)

Как во многих модернистских романах, в центре "Степного волка" стоит больной человек, запуганная и разрываемая на части личность. Гарри Галлер относится к тем, чья жизнь пришлась на время «между двумя эпохами». Свое время он воспринимает как период безвременья, глубокого кризиса и крушения идеалов, поэтому к своему времени герой испытывает отвращение. Но эта ненависть к своей эпохе, презрение, к обществу и неприятие мещанства - только одна сторона натуры Галлера. В этом заключается причина его отверженного и одинокого состояния. Но в Гарри есть и постоянное стремление к людям, умиление спокойной, гладкой, обыденной жизнью представителей мелкобуржуазных добропорядочных домов.

Галлер презирает бюргерство и гордится тем, что не относится к этой категории, однако он продолжает жить в бюргерской среде, хранит деньги в банке, исправно платит налоги и избегает столкновений с полицией, в чем признается самому себе с отвращением и горечью.

Гарри тянет к бюргерству, потому что он принадлежит к этому миру по своему происхождению и воспитанию. Этот внутренний конфликт мучает героя: он не может примирить внутри себя гуманиста и бюргера, высокую культуру и волчьи законы капитализма, да и невозможен в нем этот синтез, и Гарри это отлично понимает.

Как и в окружающей действительности, в Гарри живут крайние начала - человеческое и животное.

Как в типичном модернистском романе, автор "Степного волка" использует смену повествовательных перспектив. По своей структуре произведение Гессе представляет собой своеобразную «книгу в книге». Повествование начинается с предисловия издателя, которое написано от имени племянника хозяйки того дома, где жил Степной волк. Оно основано на изложении событий глазами «среднего бюргера». «Предисловие» содержит информацию о внешней жизни Гарри Галлера, в нескольких штрихах обрисовывается ситуация, в которой находится герой.

Затем следуют записки Гарри Галлера, в которых повествование идет от первого лица. В записках Гарри говорит о себе лично, и здесь уже реальный мир соседствует с символическим образом магического царства, в котором обитают бессмертные с их вечными ценностями: писатель Гете, музыкант Моцарт. Эта часть романа сочетает и лирическую исповедь, и рефлексию, и символические видения героя. Гарри ищет самого себя - и для этого погружается в «магический театр».

Например, эпизод «Охота за автомобилями», в котором машины преследуют людей и люди уничтожают машины, символически отражает борьбу между естественной человечностью и антигуманной технической цивилизации, борьбу между бедными и богатыми. Гарри включается в эту борьбу, занимая сторону защитников гуманности, однако ему не свойственны мысли о возможности преобразовать мир революционным путем. Гарри не приемлет принципы «ни американцев, ни большевиков», тем более что его школьный приятель Густав, вступающий в борьбу вместе с ним, неожиданно обнаруживает ужасающий вкус к насилию и убийствам. И Гарри с ужасом отказывается от борьбы. На театральной сцене кто-то, схожий с Галлером, в борьбе с волком то берет верх над ним, то терпит поражение, и в результате этот человек встает на четвереньки и также становится волком. Гарри, в котором еще жив серый хищник, бросается на Моцарта, убивает в ревности Гермину, девушку, показавшую ему дорогу к театру и являвшуюся ему в зеркале среди многих его бесчисленных воплощений. Но в результате в этом же символическом зеркале герой видит уже не волчий оскал, а собственное человеческое лицо.

Наконец, есть еще один взгляд в романе - аукториальный взгляд со стороны в «Трактате о степном волке». Без «Трактата» невозможно понять ни главный смысл «магического театра», ни финал произведения.

«Трактат» содержит характеристику противоречивой сущности Степного волка, объясняется его отношение к буржуазному миру, предлагаются возможности примирения с социумом с помощью юмора, намечаются способы достижения «высшей человечности». В нем реалистично описывается позиция талантливого и искреннего буржуазного художника-индивидуалиста, который не в силах порвать со своим классом. Степной волк презирает быт мещан, но своей «волчьей» частью он не связан с этим бытом.

В «Трактате» о разорванности и противоречивости личности Галлера говорится прямо, без аллегорий. Автор вносит объективные поправки в другие, субъективные планы повествования. Гарри, читая этот трактат, понимает, что ему предстоит многое в себе превозмочь на пути к настоящей человечности, что его цель еще не достигнута и путь нужно продолжить. Об этом, впрочем, говорилось еще в «Предисловии издателя», в котором говорилось о том, что Гарри ушел из городка ради новых странствий.

Таким образом, главная тема дается в трех различных вариантах. Действие не совсем прямолинейно: оно прерывается дважды: «Трактатом» и «Магическим театром». Последний навеян Фрейдовским путешествием в глубины собственного «Я». Реальное существует рядом с фантастическим, логическая последовательность событий сменяется ассоциативной.

В романе затрагивается ряд вечно актуальных тем: тема преодоления зла, тема войны и пр.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.