Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Пушкин: Я памятник себе воздвиг нерукотворный (ЕГЭ по литературе)


Стихотворение посвящено назначению поэта и роли творчества. Лирический герой стихотворения считает творчество «нерукотворным памятником», его поэзия - «душа в заветной лире» - позволит ему не исчезнуть совсем из этого мира после смерти тела («нет, весь я не умру»).

В пушкинском стихотворении ощущается реминисценция к ломоносовкому вольному переводу упомянутой выше оды Горация «Я знак бессмертия себе воздвигнул...». Кроме того, «Памятник» Пушкина — прямая отсылка к оде Державина.

В первой строфе стихотворения наблюдается противопоставление нерукотворного и рукотворного памятников: поэтического творчества и государственного управления, вечного духовного и кратковременного земного существования и пр. Но вокруг того, что называет Пушкин «Александрийским столпом», до сих пор не утихают споры исследователей.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Вот только несколько вариантов толкования:

Александрийский столп — об Александровской колонне.

Аргументы «за»:

Пушкин исказил словоформу (Александрийский вм. Александровский по законам русского языка), чтобы «уместиться» в четырехстопный ямб.

Пушкин исказил форму, чтобы замаскировать выпад против власти.

Форма «Александрийский» возникает потому, что Петербург 1830-х гг в духе позднего классицизма назывался Александрией.

Главный аргумент «за» - нормы русского языка: Александр, Александровский, Александрия, Александрийский.

Поэт верит в силу искусства. Для него творчество — попытка оставить свой след, не умереть совсем, не быть забытым потомками: тело умрет, но душа, оставшаяся в стихах, «тленья убежит».

Сила и достоинство искусства в том, что оно способно пробуждать «чувства добрые», восславлять «Свободу» в «жестокий век», позволяет «милость к падшим призывать». Поэзия помогает выразить свои мысли и чувства и вызвать отклик у читателя. При этом поэтическое слово оказывается мощным оружием, что имеет свои побочные стороны: откровенность поэта обращается не только хвалой и «незарастающей народной тропой», но и клеветой, обидой, получением «венца» лишь после смерти.

«Милость к падшим» (тем более, что стоит в одном ряду с восславлением Свободы) подразумевает, вероятно, отношение к декабристам, идеи которых разделял Пушкин, его товарищам, восставшим в 1925 году на Сенатской площади и затем сосланным в Сибирь. «В своих стихах Пушкин неоднократно писал о необходимости вернуть декабристов из Сибири»1.

К памятникам, символизирующим государственную власть, народная тропа зарастает, поскольку одним страхом к власти народной любви не вызовешь. Иное дело — поэзия. Никого не заставишь читать или не читать, сочувствовать поэту или нет. Обращение читателя к стихам — это и есть «незарастающая народная тропа».

Глаголы употреблены в трех формах:

прошедшего времени (5 употреблений - в этом выразился своеобразный итог жизни поэта: воздвиг, вознесся, пробуждал, восславил, призывал);

будущего времени (9 употреблений — в этом отразились ожидания поэта, его уверенность, что после смерти «справедливость» восторжествует: не зарастет, не умру, переживет, убежит и др.);

повелительного наклонения (3 употребления — когда поэт обращается к музе, дает ей наставления: будь послушна, приемли, не оспоривай).

Пушкин отказывается от воспроизводимой в поэзии классицистов концепции полного умирания, обращаясь к концепции вечной жизни. Слово «вознесся» («Вознесение господне») вызывает аллюзию к Христу, муки которого в земной жизни имели глубинный смысл и были поняты только после распятия; аллюзию к христианству вызывает и слово «нерукотворный» («Нерукотворный Спас»). В христианском духе звучит и само противопоставление кратковременного земного вечному «нерукотворному». В стихотворении Пушкина при этом нет самовлюбленности, сравнения себя с Богом. Свое творчество он воспринимает как крест, возможность быть понятым через творчество после смерти — это утешающая мысль, поскольку в настоящем он глубоко несчастлив.

Непокорность поэта в первой строфе связана с неприятием государственной власти и царя. Покорность, к которой призывает поэт свою музу, в последней — это смирение с божественным промыслом. Первое не противоречит второму. Борьба словом с несправедливостью и жестокостью царя — это и есть тот крест, который должен нести лирический герой пушкинского стихотворения. И этому сопутствуют обиды, клевета, нападки со стороны глупцов и т. д., с чем поэту и его музе приходится мириться.

Поэт подводит определенную черту своему творческому пути. Удивительно, но с момента написания этого стихотворения до смерти поэта прошло меньше полугода.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id61853




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 13:14:41
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение