Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как написать живое сочинение на ЕГЭ. Как избежать пересказа на примере романа Фадеева «Разгром» (Изучение русского языка)

Нужен ли пересказ?

Рассмотрим такой часто распространенный упрек: «Сплошной пересказ». Это уже не примитивное списывание, не умышленное нежелание работать головой. Это — неумение. А всякое неумение можно и нужно преодолевать. Иной раз учащиеся удивляются, как же можно раскрыть смысл той или иной сцены, не пересказав её? Действительно, часто бывает необходимо пересказать сцену. Но не забудьте, что в школьном обиходе есть два похожих слова: «изложение» и «сочинение».

Простой, хотя и толковый, грамотный пересказ — это для изложения. А для сочинения —- пересказ комментированный, под углом зрения темы и идеи сочинения. А поскольку идея сочинения выбрана самим учащимся, то это уже будет анализ сцены под углом зрения пишущего. Но это уже и есть самостоятельность!

Одинаковых (или почти одинаковых) изложений на одну и ту же тему может быть много. Одинаковых сочинений не бывает даже двух.

Давайте посмотрим, как одну и ту же сцену из романа Фадеева «Разгром» пересказали в изложении и в сочинении. Вот отрывок из изложения «Переправа».

«Морозке было поручено отвезти пакет. Он ехал, раздумывая о своей нескладной жизни, как вдруг перед ним выросла фигура дозорного на лошади. Дозорный посоветовал Морозке ехать обратно, так как на переправе через реку творится жуткая паника.

Вот что там произошло. На поле по эту сторону реки работали крестьяне с того берега. Вдруг какие-то дезертиры пустили слух, что приближаются японцы. Поднялась паника, все бросились к парому, все хотели поскорее попасть домой. Началась давка, чуть не убили паромщика...

Морозна хотел было, по старой привычке, созорничать: ещё больше попугать баб и мужиков, но раздумал. Он стал опровергать нелепые слухи, а затем навел на переправе порядок, и все крестьянские подводы по очереди были переправлены па тот берег.

Морозна был рад тому, что ему удалось сделать, он почувствовал себя в этот момент большим, ответственным человеком».

А вот отрывок из сочинения на тему «Становление нового человека по роману Фадеева «Разгром».

«Сцена суда очень сильно подействовала на Морозку. Он по-новому взглянул на свои взаимоотношения с товарищами по борьбе, как-то острее осознал своё место в отряде, свою ответственность за общее дело. В душе Морозки нарастает недовольство собой, желание стать другим.

Вот в таком смятении чувств и ехал он с пакетом, как вдруг неожиданно выросший перед ним дозорный сообщил ему о панике на переправе. Там действительно творилось что-то ужасное: мужики и бабы, напуганные слухами о приближающихся японцах, кричали, толкались; паромщик ругался. У Морозки при виде этой неразберихи проснулись его старые озорные привычки: ему захотелось подлить масла в огонь, ещё больше попугать мужиков. Видно, не зря говорят, что пороки входят через дверь, а выходят через щелочку: нелегко бороться с тем, что впитано с детства.

Но и сцена суда не прошла бесследно. Морозка нашёл в себе силы побороть глупое желание, он как-то интуитивно почувствовал, что не имеет права быть теперь таким, как раньше. И вот он, Морозка, бывший озорник и дебошир, успокаивает крестьян, наводит порядок на переправе. И неудивительно, что с этого момента Морозка как бы вырос в собственных глазах или, как пишет автор, «почувствовал себя человеком».

Мне кажется, писатель не случайно оставил Морозку в этой сцене без товарищей. Никто из «угольного племени» не наблюдал за ним; не перед кем было Морозке похвастаться своим умением. Тем больше цены его поступку: значит, в нем самом пробудился уже самый строгий и судья, и свидетель — его совесть. Человек почувствовал себя лично ответственным за всё, что происходит в стране. Судя по этому эпизоду, можно предположить, что «если бы Морозка не погиб, из него вырос бы хороший революционный командир, организатор».

Как видите, здесь тоже есть пересказ. Но не только ради того, чтобы напомнить ход событий. Здесь параллельно с пересказом дана оценка поведения Морозки. Во время пересказа мысль сочинения не останавливается, а движется вперед. Причем, движется по линии раскрытия темы: автору сочинения удалось при пересказе объяснить и наличие старых привычек у Морозки, и то, откуда у него возникло желание избавиться от них, и качественно новый этап в духовном росте Морозки — его способность самостоятельно принимать правильные решения.

Вот такой пересказ нужен, такой пересказ никогда не вызовет упрека в несамостоятельности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.