Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Женские образы в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» (ЕГЭ по литературе)


В романе - эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов подробно описывает жизнь казачек прошлого века. Автор произведения раскрывает образ настоящей русской жены – преданной, робкой и терпеливой. Шолохов создает портрет истинной матери казачьего семейства, чье горячее сердце содержит в себе природную мудрость. В романе фигурирует и образ красивой и сильной девушки, которая, по замыслу автора, не получила настоящую любовь.

В первых эпизодах произведения автор показывает читателям портрет настоящей русской женщины Василисы Ильиничны - хранительницы очага семейства Мелеховых. Она «хлопотливая и рачительная хозяйка», которая оберегает в себе домашнее тепло и уют. Василиса Ильинична всю свою жизнь провела в трудах, о чем свидетельствуют ее руки: загрубелые, шершавые, «раздавленные многолетней работой».

Мать Григория Мелехова многие годы терпела постоянные побои мужа, его измены, тяжелый неженский труд.


Про себя жена казака Пантелея Прокофьевича говорила: «По месяцу вся синяя, как железо, ходила, а ить выжила же, и детей воскормила, и из дому ни разу не счиналась уходить». Но жизненные тяготы не стали тяжелой ношей для Ильиничны, а превратились в мудрость, которую мать семейства пытается передать своим детям и невесткам.

Рассудительность Ильинична проявляет в эпизоде, где дает согласие на брак дочери Дуняши и Мишки Кошевого, убийце своего старшего сына, Петра. Старушка смирилась с новоиспеченным зятем, но ее тяготит присутствие "душегуба" Мишки в доме. Ильиничне тяжело осознать, что «Дуняшка с мужем работали так, словно на пустом месте создавали собственное гнездо».

В начале романа сталкиваются две женщины – Аксинья и Наталья. Между ними идет ожесточённая борьба за сердце Григория Мелехова. В этой схватки раскрываются два противоположных характера: мягкая, уступчивая, терпеливая и домашняя Наталья и властная, грубая, сильная.

Аксинья. В течение романа Григорий метался от одной женщины к другой – выбор главного героя зависел от ситуации или от собственного душевного состояния, которая происходила на тот момент.

Наталья – настоящая русская жена, которая «всем взяла: что на полях, что дома…". Она выросла в богатой семье Коршуновых, но с детства была приучена к непосильному труду: у нее такие же руки, как и у Ильиничны: «большие, раздавленные работой». Наталья была «дюже красивая»: смелые серые глаза, неглубокая розовеющая ямка и высокие красивые ноги.

Восемнадцатилетняя Наталья влюбилась в казака Григория Мелехова, а позже выходит за него замуж. Но сразу после свадьбы новоиспеченный муж Натальи понял, что до сих пор любит Аксинью, часто вспоминает ее исступлённую любовь. Григорий не выдержал «холодок, смущенную покорность» со стороны своей жены, поэтому и ушел к Аксиньи. На протяжении всего романа Григорий метался от одной девушки к другой, не находя спокойствие своему горячему сердцу.

Важно понять, что с начала романа Мелехов посеял в сердце Натальи обиду, не оправдав ее ожиданий на любовь и взаимопонимание. Можно сказать, что проблема трагедии любви Григория и Натальи заключается в том, что оба героя не могут услышать друг друга. Это подтверждает эпизод, в котором состоялся разговор между Натальей и Григорием после возвращения домой главного героя с поля боя. Они были «чужие друг другу больше, чем когда бы то ни было». Наталья обвиняла Григория в пьянстве и в случайных связях, на что главный герой отвечал: «все время на краю смерти ходишь, ну и перелезешь иной раз через борозду». Можно сказать, что водкой и бабой Григорий пытался забыться. Но Наталья не смогла услышать казак. Для нее Григорий – «кобелина проклятый, ненаедный».

Проблема Натальи заключается в том, что она не может и не хочет отпускать свои обиды, которые съедают ее изнутри. Она пыталась покончить жизнь самоубийством, перерезав свое горло косой. Наталью спасли, но на месте пореза остались шрамы, а сама шея немного кривится. Узнав, что Григорий до сих пор встречается с Аксиньей, уже беременная вторым ребенком Наталья решается сделать аборт, но все прошло неудачно: Наталья умирает от сильного кровотечения.

Аксинья, молодая красавица-казачка, становится главной проблемой несчастья в любви Натальи и Григория. Она – жена Степана Астахова и соседка семьи Мелеховых. Аксинья – очень красивая женщина с

губительной, огневой красотой. Бесстыдно – жадные, пухловатые губы, густые черные брови, статная фигура - в казачке все было прекрасно.

Аксинья не хочет уступать возлюбленного Наталье. Она готова биться за свое счастье до конца, «Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им». Казачка, в отличие от Натальи, обладая боевым характером, заявляет всем - «А Гришку твоего, захочу — с костями съем и ответа держать не буду!»

Важно сказать, что любовь Аксиньи к Григорию – настоящая, искренняя. Казачка способна не нагружать своими проблемами Мелехова, при этом предоставляя ему полную свободу. Образ Аксиньи – сложный, так ка сочетает в себе две противопоставленные черты характера: она любит Григория, но при этом изменяет ему с Листницким. Почему она поступает так подло и низко? На мой взгляд, Аксинья просто не знает, как должна выглядеть настоящая семья. Именно поэтому казачка рушит личное счастье собственными руками.

Но такой сильный внутренний стержень достался красавице-казачке от долгой и бедной радостями жизни. В шестнадцать лет Аксинью изнасиловал собственный отец, которого позже забили мать и старший брат. Она мучается и от «больших железных рук» нелюбимого мужа.

Влюбившись в Григория, Аксинья мечтает овладеть им до конца. Ей это удается: несколько раз Григорий уходил от жены к девушке, с которой был по-настоящему счастлив. У пары даже рождается ребенок, девочка Таня, но она умирает на руках у матери от скарлатины.

Автор романа не дает Аксиньи и Григорию создать семью. В одном из эпизодов пара решает бежать с Дона от преследований Красной Армии, а уже на новом месте попытаться воссоздать старую любовь. Но шальная пуля вмешалась в планы счастливых людей: Аксинью ранят красноармейцы, и она умирает на руках Григория.

Можно сказать, что на протяжении всего романа образ Аксиньи развивался. Если в начале произведения перед читателями предстает женщина с порочной красотой, то в последних эпизодах можно наблюдать, как ее женская страсть переходит в материнские чувства, которые она проявляет в отношении к детям Мелехова. Но важно сказать, что образ Натальи Мелеховой, наоборот, на протяжении романа только не выдерживает испытания на прочность образа безупречной жены и матери. Если в первых эпизодах Наталья – идеальная жена и мать, то в последующих этот портрет разрушается.

Женские образы в романе «Тихий Дон» объединены общей темой – они все были несчастны. И Ильиничну, и Наталью, и Аксинью тяжело ранила любовь, оставив после себя шрамы, которые долго заживали.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:59:50
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение