Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Образ Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» (ЕГЭ по литературе)


В романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев описывает взаимоотношения между «старшим» поколением и «новым». Молодёжь XIX века автор представляет в лице Евгения Базарова, главного героя произведения. Нигилист, отрицающий всех и все, революционер-демократ и человек, пытающийся изменить Россию, которая тонет в старых порядках и устоях – по задумке автора, именно такая личность является «лишней» в обществе позапрошлого столетия.

Роман открывает читателю «нового человека», Евгения Базарова, не принимающего старые устои и порядки. Бунтарскую натуру Базарова выдает его внешний вид: главный герой носит «длинный балахон с кистями», названный им «одежонкой». Кроме этого, Евгений не признает перчаток – это доказывает его обнаженная и красная рука. Создается впечатление, что даже одежда главного героя отрицает общепринятые понятия: его пыльная шинель, старая круглая шляпа и панталоны не характеризируют моду позапрошлого века.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Автор намеренно сталкивает Базарова с аристократами, тем самым обнажая актуальные проблемы XIX столетия: отношения между «отцами» и «детьми». Тургенев создает Кирсановых, лучших представителей знатного общества, которые не уничтожают крестьян своими жестокими действиями. Приведенный факт доказывает Петр, «усовершенствованный лакей», у которого была «бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы». Можно сказать, что в имение Кирсановых царило взаимопонимание и уважение между прислугой и хозяевами.

Нигилистическая натура Базарова проявляется в эпизодах знакомства с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, двумя братьями-аристократами. «Евгений Васильев», - представляется Базаров Кирсанову младшему, выражая подобным жестом свое неуважение к представителям высшего общества. Главный герой, лениво «потягиваясь», одновременно разговаривает с Николаем Петровичем, а также просит Прокофьевича «стащить» в свою комнату «чемоданишко» и «одежонку». Но иным был Павел Петрович – аристократ, являющийся ярким антиподом Базарова. Старший Кирсанов был «изящным и породистым», полностью состоящим из европейский манер и правил приличия. Но, несмотря на свою манерность, Павел Петрович, во время знакомства с Евгением, «руки не подал» Базарову, а «положил ее обратно в карман», не считая нужным совершать такой жест в сторону человека, далекого от аристократизма.

Следует отметить, что автор разделяет мнение Базарова, считающего аристократов бесполезными для общества, которые только и могут сидеть «сложа руки». С данным суждением не согласен Павел Петрович, который утверждает: народ держится на знатных людях. Мнения «старого» и «нового» поколения постоянно сталкиваются, создавая тем самым благоприятную почву для возникновения новых конфликтов, в основе которых лежит явная социальная разница между двумя героями. Базаров, не обращая внимания на присутствие Кирсановых, позволяет себе назвать соседнего помещика «дрянью, аристократишкой». Евгений заявляет Павлу Петровичу, что он только сидит «сложа руки»: «какая же от этого польза» для общественного блага?

Можно сказать, что в приведенных спорах Базаров не принимает активное участие, поэтому конфликты выглядят как монологи Кирсанова старшего. Но Евгений начинает включаться в словесную перепалку с Павлом Петровичем после того, как Кирсанов заявляет: Базаров – «не русский» лишь потому, что замечает явные проблемы, в которых варятся обычные люди. Главный герой утверждает: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает», отмечая данным предложением неграмотность низшего общества. Павел Петрович не может разделить мнение главного героя, полагая, что русский народ «свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры». Базаров понимает, что в данном конфликте он занимает лидирующую позицию: Евгений намного ближе к обычным людям, чем Кирсанов. «Мой дед землю пахал», – заявляет главный герой, подчеркивая: он знает русское общество лучше, чем любой аристократ. Можно сказать, что автор разделяет мнение Базарова, давая понять читателю: Павел Петрович опасен для народа, потому что не хочет видеть его развитие.

Наиболее ярко черты характера главного героя раскрываются во время дуэли с Кирсановым старшим, которая является кульминационной точкой в раскрытие образа Павла Петровича. Стоит отметить, что на протяжении всего романа старший брат Николая Петровича страдал от внутреннего конфликта. Кирсанов старший понимал, что за его плечами осталась лишь пустая жизнь, которая была наполнена несчастной любовью, но не принимал данный факт. Попадая в постоянные словесные перепалки с Базаровым, Павлу Петровичу приходилось лишний раз слышать о его бесполезности. Но многочисленные конфликты только накаляли их отношения, а причиной дуэли стал поцелуй Базарова и Фенечки. Читатель понимает, что Евгений не питает романтических чувств к избраннице Николая Петровича – такое действие было вызвано отношением Базарова к самой жизни: главный герой все воспринимал намного проще, чем Кирсанов старший.

Но данный эпизод провоцирует Павла Петровича на необдуманное действие: герой решается вызвать Евгения на дуэль. Читатель осознает, что конфликт выглядит пародийно и комично: вызывает смех даже внешний вид Павла Петровича, который надел «легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны». Дальнейшие действия лишены особой жестокости: бывшему военному человеку, служившему когда-то в гвардейском полку, не удается даже ранить Базарова. Однако сам Евгений, впервые стрелявший из огнестрельного оружия, травмировал Кирсанова, задев его бедро.

Приведенный эпизод раскрывает образ Базарова: читатель видит, что даже в такой напряженной обстановке главный герой не теряет чувства юмора. Евгений вызывается отмерить шаги самостоятельно: «Ноги у меня длиннее», - добавляет Базаров, добавляя в разгоряченную обстановку щепотку остроумия. Главный герой даже советует Петру, их секунданту, «за дерево стать и уши заткнуть», а если «повалится кто» - бежать и поднимать. После ранения Павла Петровича Базаров проявляет себя как истинный доктор, произнося фразу: «Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану».

Следует отметить, что Евгений в романе «Отцы и дети» раскрывается как тип «лишнего человека», которого не готово принять общество XIX века. Читатель замечает, что на протяжении всего произведения Базаров находится в одиночестве: главного героя окружают люди, неспособные понять его нутро. Младший Кирсанов, Аркадий, хотя и называл себя нигилистом, не являлся полностью таковым: он мечтал о семье, спокойствие и домашнем уюте. Его кратковременный демократический взгляд на мир отразился на взаимоотношениях с отцом: «с ласковым сожалением на лице» он отбирал у Николая Петровича произведение Пушкина и клал перед ним «другую, немецкую» книгу, которую посоветовал ему Базаров. Но пути Евгения и Аркадия предсказуемо разошлись: младший Кирсанов влюбился и осознал, что отрицать все он не способен.

Можно отметить, что автор не разделяет мнение Базарова, который провозглашает: «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Тургенев создает образ Анны Одинцовой для того, чтобы Евгений смог посвятить себя романтическим чувствам. Как оказалось, даже убеждённый нигилист бессилен перед любовью. Одурманенный эмоциями, главный герой признается в своих чувствах Одинцовой, но получает убийственный ответ: «Вы меня не поняли».

Базаров сохранит свою любовь глубоко в душе. Умирая, главный герой романа озадачен лишь одной мыслью: Евгений мечтает увидеть Одинцову. «Великодушная!», - произносит Базаров, заметив Анну Сергеевну. Теперь лидирующую позицию в его душе занимает не нигилизм, а любовь. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», - после этой фразы читатель понимает: Евгений начинает говорить стихами, а в герое рождается поэтичность.

Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг. Главный герой романа «Отцы и дети» принимает не только смерть, но и начинает отрицать свои главные принципы. Можно сказать, что только перед смертью Базаров начинает жить.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id60712




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 06:53:06
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение