Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Изображение дворянства начала XIX века по роману Евгений Онегин (Пушкин А. С.)

Назад || Далее

«Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития», — говорит Белинский. В своём романе Пушкин нарисовал жизнь России конца 10-х — первой половины 20-х годов XIX века.

Это было время подъёма национального самосознания, пробуждённого войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем.

Усиливается интерес к мыслителям и писателям Запада.

Онегин читает сочинения английского экономиста Адама Смита. Он вместе с Ленским обсуждает вопросы, поставленные французскими философами конца XVIII века. Руссо — один из любимых авторов Татьяны. Ленский учился в Геттиигенском университете; его поэзия созревала «под небом Шиллера и Гёте»; оттуда он привёз «вольнолюбивые мечты».

Растёт знакомство с английской художественной литературой. Ричардсон и Байрон — любимые писатели.

Появляются новые потребности, особенно у столичного дворянства, разрушается патриархальный уклад жизни.

На фоне этих сдвигов в общественно-экономической и культурной жизни России Пушкин в свете декабристских взглядов рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного, живущего в своих усадьбах.

Петербургский «свет» — аристократическое общество — выведен в первой и восьмой главах романа. Показывая всю пустоту жизни светского общества, Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителей. Тут «необходимые глупцы», и «на всё сердитые господа», и «диктаторы бальные» «с виду злые» дамы, и «не улыбающиеся» девицы.

В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта и привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы.

Всё в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум. . .

Третья группа дворянства, представленного в романе, — это провинциальное поместное дворянство. Длинной вереницей проходят перед читателями гости, съехавшиеся на именины Татьяны Лариной. Тут и «толстый Пустяков», Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и знакомые нам по «Недорослю» Скотинины, из XVIII века благополучно перекочевавшие в XIX, и «отставной советник Флянов, тяжёлый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и другие. Рисуя это общество в сне Татьяны в образах разных чудовищ, Пушкин характеризует дикий мир провинциального дворянства как воплощение косности, невежества, умственного отупения, слепой приверженности старине. Поэт беспощаден в своём сатирическом описании «дикого барства».

С иронией говорит Пушкин и о «жизни мирной» семьи Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг, хозяйство передоверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Но и в поместье Лариных, при всей их мирной жизни и известной близости к народу, царят крепостнические нравы. Также привычно, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», Ларина «брила лбы», т. е. отдавала в солдаты провинившихся крестьян, и «служанок била, осердясь».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее
.