Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Частота повторов в «‎Преступлении и наказании» (Достоевский Ф. М.)


В русском языке тысячи слов, но иногда автор использует их в своем произведении с неоднократным повторение. Зачем ему это нужно, если в жизни можно выразить свои эмоции, убрав повторяющиеся части, заменив их синонимами? Иногда автор вкладывает скрытый смысл во фразу, чтобы показать своё отношение к персонажу, заставить нас задуматься о том, что не лежит на поверхности. Такими приемами и пользуется Достоевский в своём произведении «Преступление и наказание».


Я считаю, что если одно слово использовано около 20 раз, то значит есть смысл обратить внимание на то, в каком контексте оно выбрано, и для чего автор прибегает к повтору?

Начнём со слова «вошь». Оно повторяется 17 раз. Не так часто, как следующие понятия, но это слово не может быть проигнорировано. Достоевский использует его в монологах Раскольникова, который расценивает себя как вошь. «Вошь ли я»; «Эх, эстетическая я вошь, и больше ничего». «Потому, потому я окончательно вошь». Почему человек, который идёт на убийство, расценивает себя как вошь? Я считаю, что Достоевский употребляет слово «вошь» при самооценке персонажа, чтобы донести до нас, что сам Раскольников понимает, что он ничем не отличается от человечества, его душа очерствела и омертвела, раз он смог совершить убийство другого человека.

Foxford

Хоть он и надеялся, что станет сверхчеловеком, но ничего не изменилось, и он и остался вошью. Второе употребление приходится на мысли Раскольникова о всех людях, которых он расценивает такими же, как и он. «Это человек-то вошь». «Убил гадкую, зловредную вошь, старушонку...». «Вошь ли человек». Разве человек может считать, что кто-то «вошь»? Это говорит о его высокомерии, такую черту и пытается показать нам автор в его характере.

«Деньги» решают практически все проблемы в жизни. Они могут стать целью существования, могут испортить человека и убить в нем живое начало. Это слово повторяется 48 раз в произведении, совпадение ли это? «Старухины деньги», «под деньги вещи давала»- в этом контексте деньги принадлежат старухе, Раскольников размышляет о её капитале. Очень часто слово деньги употребляется при выражении желания Раскольникова: «возьму деньги», «да деньги очень понадобились», тем самым он пытается убедить себя в том, что его убийству есть оправдание- нужда в деньгах, но это не может снять с него вину за убийство старухи. Никакие обстоятельства не могут оправдать человека, убившего другого индивида, решившего его жизнь самовольно, даже если этот человек не достоин жизни. В дальнейшем он понимает это-«и не деньги, главное, нужны мне были». Раскольников в разговоре все время акцентирует на том, что деньги принадлежат ему: «собственные деньги», «свои деньги», может быть, он таким образом проводит контраст меду своими сбережениями, которые действительно принадлежат ему, и теми деньгами, которые принадлежат старухе. Хоть он и забрал их у неё, но это не сделало их его собственностью. «Последние деньги» (2 раза), «Я вчера все деньги…»- этим он подчеркивает, что он испытывает нужду в деньгах, а также в какой-то степени этими словами Раскольников хочет вызвать жалость к себе, изменить наше отношение. Ведь его душа способна на самопожертвование, отдачу самого последнего, что у него есть, чтобы спасти свою личность от гниения.

Следующее слово для изучения: «убил», которое употребляется 83 раза! Это неспроста, ведь все действия в произведении разворачиваются вокруг «убийства» старухи-процентщицы. «Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил», «я… убил… топором», «я убил», «я себя убил». Неслучайно Раскольников употребляет местоимения я со словом убил, тем самым он не устает напоминать себе, что переступил черту, осквернил свою душу, совершил преступление. Другой человек, скорее всего, начал бы избегать этого слова, чтобы не напоминать себе об этом деле, но он не дает себе забыть об этом, мучая себя изнутри. Слово «убил» используется и в переносном смысле- «загубил, зря потратил,»: «полчаса на безрассудное дело убил», «принцип-то я и убил», «себя не убил». Этими словами Раскольников говорит нам, что он загубил в себе морально-нравственные качества. Убив живого человека- он убил и свою личность.

Какое «сердце» может быть у человека, совершившего преступление? Переступив через принципы, человек меняется, а вместе с ним и его сердце, что и хочет показать нам Достоевский, используя это слово 87 раз. «Сильно билось его сердце», «замучило его сердце», «сердце его страшно билось», «сердце его сильно и больно билось»- этими словами Достоевский показывает изменение обстоятельств, которые влияют на эмоциональный фон героя. Мы понимаем, что ему не безразлично то, что он убил человека, его сердце отображает скрытые чувства, ведь от него ничего не утаишь. «Опустело его сердце», «сердце его было пусто», «все сердце его перевернулось» - еще одно подтверждение того, что он своим поступком навредил своей душе. «Мое сердце», «моем сердце», «у меня злое сердце»- герой сам анализирует ситуацию и подтверждает, что его сердце нечисто. Но сердце используется и при описании изменения душевного состояния героя: «сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Благодаря Сони его сердце преображается- он исцеляется. Но также это слово употребляется в значении «орган для поддержания жизни»: «сердце его стукало», «сердце ее болит». Достоевский еще раз подчеркивает, что сердце- отражение внутреннего мира человека, но в то же время жизненно важный орган, который диктует нам правила жизни.

Жизнь Раскольникова разделилась на прежде и после, когда он совершил пробу. Поэтому слово «прежде» употребляется 92 раза в «Преступлении и наказании» («теперь» 102 раза). «Он уже прежде знал», «забывал о них прежде», «прежде чем к старухе заходить», «это и прежде знал», «прежде, до болезни, встречал», «я так решил, еще прежде», «соня, робкая от природы, и прежде знала», «зачем ты прежде не приходил», «он стал беспримерно несчастнее, чем был прежде», «но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею…», «в то роковое время, прежде», «чего прежде и не подозревал», «прежде, когда случалось ему представлять все это в воображении». И Раскольников, и Соня разделили свою жизнь на два отрезка времени. Достоевский показывает нам, употребляя это слово часто, что их жизнь не будет прежней, что-то не даст ей уже являться таковой. Переступив раз черту, пойдя на панель, убив человека, эти герои закрыли двери своей безмятежной и безгреховной жизни. Также это слово Достоевский употребляет в значении «в первую очередь», чтобы показать мотивы героев произведения, предоставить возможность читателю заранее предугадать действия персонажа, обратить внимание на важные детали, которые должны быть реализованы в первую очередь. «Но в печке прежде всего начнут рыться», «возлюби, прежде всех, одного себя», «он туда прежде придет». Ведь если герой прежде всего идет в какое-то место, значит оно ему важно, а, следовательно, играет роль при характеристике его личности. Подводя итог, мы можем сказать, что это слово помогает нам познакомиться с персонажем.

Закончить свое исследование, я бы хотела, проанализировав слово «дело», которое употребляется поражающе огромное количество раз- 302. «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь», «на такое дело пойти», «дело надо сделать топором, решено им было уже давно», «но дело было кончено: нет топора», «все это дело сделано было сознательно», «приняться за дело»- в данном случае Достоевский использует слово «дело» в значении «поступок», который Раскольников задумал уже давно. Может быть, использовано именно это слово, чтобы создавалась мнимая важность его планов, ведь слово «дело» обычно употребляется в формальном контексте. Раскольников считает, что, убив человека, он сможет сделать человечество лучше, избавить его от «вошей». Но слово дело употребляется и в других значениях: «слова еще не дело», «дело очевидное»- в значении «обычная ситуация», «о голодной смерти дело идет»- в значении «речь». Но эти контексты не так важны, как то дело, которое полностью изменит жизнь главного персонажа.

Таким образом, Достоевский неспроста использует прием повтора в «Преступлении и наказании». Порой, читая произведение, мы и не задумываемся над тем, какие слова повторяются, а какие нет. Но если принять во внимания эти аспекты, можно понять мысли автора, его взгляды, скрытые мотивы, доступные не каждому читателю. Именно детали способствуют передаче главной мысли произведения и раскрытию внутреннего мира персонажей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:40:42
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение