Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ проблемы нравственного выбора по произведению Матренин двор (Солженицын А. И.)


Дом – звучное слово. Оно близко каждому человеку. Это слово многозначное. Своими корнями оно уходит в далекое прошлое и остается нравственной опорой сегодняшней жизни.

Каждый человек должен иметь свой дом, то есть место, где ему хорошо, спокойно. Такое место, пристанище уставшей души, ищет для себя герой рассказа А. И.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Солженицына «Матрёнин двор». Это произведение автобиографичное. Писатель возвращается из лагеря для заключенных. Он хочет найти место для восстановления своих сил, морального успокоения. Находит он его во Владимирской области в деревне Мильцево у местной жительницы Матрёны Васильевны Захаровой. В этом селе он будет работать учителем.

Выбор дома Матрёны не случаен. Среди других предложенных «дворов» он выбирает именно этот, потому что его хозяйка простая, бесхитростная.

Дом был старый, но построен добротно на большую семью, а жила в нем одинокая женщина. Вся изба была уставлена горшками и кадками с фикусами. Фикусы – это комнатные цветы, которые несут положительную энергетику. Матрёна ими дорожила, когда случился пожар в доме, она в первую очередь кинулась спасать фикусы. Они заполняли одиночество хозяйки «безмолвной, но живой толпой».

Матрёна живет в «запущи». Стены избы оклеены обоями, которые отошли от стен, образовав прогалы, в которых жили мыши, тараканы. Кроме них в избе жила колченогая кошка, которую Матрёна приютила из жалости. За перегородкой находилась убогая тряпичная кровать. Вот это и все «богатство» Матрёны Васильевны.

Учитель математики, Игнатьич, как называла его Матрёна, поселился в темноватом углу избы. Там ему было хорошо, самое главное, его никто не тревожил. Правда, за обоями постоянно шуршали мыши и тараканы, но с этим шуршаньем он свыкся, потому что в этом ничего не было злого, не было лжи. Матрёна была деликатная, никогда не о чем не спрашивала «не лезла в душу».

Отличалась хозяйка избы и своей доброжелательностью. Она старалась накормить постояльца, но еда не всегда была посолена, пригорала. Конечно, не в еде смысл повседневного существования. Дороже улыбка Матрёны, добрая, просветленная.

В избе была русская печь, по мнению автора, это великое изобретение человечества появилось еще в каменном веке. Весь день на хранила тепло, теплым был корм и пойло для скота, теплая пища и вода для человека. И спать на печке было тепло.

С Матрёной жилось уютно, хотя бедность смотрела из всех углов. Женщина всю жизнь усердно работала, но ничего не нажила. Да она к этому и не стремилась. Работала за трудодни или за палочки. Труд был тяжелый, как она говорила, «все мешки были мои», поэтому от работы надорвана спина, которая «не заживает». Как и все русские женщины, она «коня на скаку остановит». Однажды взбешенного коня взяла под уздцы и остановила, а мужчины побоялись. Верила в приметы, была немного суеверна. Боялась пожары, молнии, пуще поезда.

Жизнь её была тяжелая, одинокая, безгрешная жизнь праведницы. Помогала соседям, родственникам, никому не могла отказать. Деньги не брала, за это же её и осуждали. У неё было свое рассуждение о политике, науке («изменят зиму или лето»), искусстве, ей нравились романсы Глинки.

Игнатьич и Матрёна привыкли друг к другу и жили запросто. Из разговора с Матрёной постоялец узнает о нелегкой судьбе женщины. Матрёна чувствовала свою вину перед Фаддеем, которого не дождалась с войны и вышла замуж за его брата Ефима. Но вины-то её, конечно, не было, так же как и грехов «грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки», которая давила мышей. Дети у Матрёны умирали. Шли годы, «как плыла вода». Муж с войны не вернулся. Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустая изба – и старела в неё Матрёна.

Матрёна Васильевна взяла на воспитание Киру, младшую дочь Фаддея, воспитывала её десять лет. Матрёна завещала отдать отдельный сруб горницы Кире. Это и наслужило трагической гибели Матрёны.

Фаддей, алчный человек, решил срочно перевести горницу в поселок к Кире, чтобы удержать участок земли под строение. Матрёна всегда угождала всем и не могла отказать в данной ситуации. Не жалела она никогда ни труда, ни добра для других. В перевозке горницы она принимала непосредственное участие. Спасая эти бревна на переезде, она погибла, так как в это время проходил железнодорожный состав. Погибает Матрёна со своей горницей, с частью своего дома и разрушается её дом.

Игнатьич, узнав о смерти Матрёны, почувствовал, что потерял самого дорого родного человека.

Для писателя Матрёна – праведница, нравственный идеал человека. На таких людях должна основываться жизнь общества «не стоит село без праведника». Благодаря Матрёне, её дому, автор сумел обрести место для восстановления своих сил после долгих лет лагерей и бездолия.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id5781




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 20:51:51
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение