Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Как развивается тема материнского страдания в поэме «Реквием» А.А. Ахматовой? (ЕГЭ по литературе)


Поэма «Реквием» Анны Ахматовой – одно из немногих произведений русской литературы, в котором отразились годы террора, 30-е годы, со всей неприкрытой человеческой болью. В ней талантливо и многогранно раскрыта тема взаимоотношений человека и власти, и всё произведение посвящено трагедии: трагедии личности, трагедии матери, трагедии жены, трагедии поэта. Филолог Дмитрий Быков говорил, что такое произведение было под силу написать одной Ахматовой, потому что ее лирический герой – это раздавленный и проигравший человек, и только она может из бездны унижения создать такие великолепные, острые и яркие стихи.


Важное место в поэме занимает тема материнства, материнской любви и страданий, которые вызваны этой любовью. Она звучит особенно пронзительна во многом потому, что Ахматова не понаслышке знает то, о чем пишет. Ее сын, Лев Гумилев, сидит в тюрьме, первый муж, Николай Гумилев, был расстрелян в двадцатых годах, и она вкладывает в «Реквием» всю свою боль, все муки, которые она испытывает.

Композиционно поэму можно разделить на четыре части: предисловие, посвящение, основная часть и эпилог. В прозаическом предисловии Ахматова четко, горько и очень лаконично делится историей создания поэмы: незнакомая женщина из тюремной очереди, которая, конечно, никогда не слышала ни о какой Ахматовой, просит описать «это».

Foxford

И поэтесса описывает, потому что не может молчать, потому что есть вещи, забыть которые – преступление, и это одна из тех вещей.

Во вступлении мы слышим голос лирической героини, которая близка самой Ахматовой. И уже в нем появляется образ матери. Лирическая героиня обращается к другим женщинам, которые пережили то же, что и она, для нее они не просто незнакомки, пережившие страшное, но «подруги осатанелых лет», товарищи по несчастью, близкие люди. И именно для них и о них написан «Реквием».

В основной части пестро соединены разные стихотворные размеры. Длина строк, стиль, ритм – все это постоянно меняется, и это не просто создает поэтическое разнообразие, но и дает ощущение всеобщности. Кажется, что говорит не одна лирическая героиня, а огромный, многоголосый хор женщин. Каждая из них отдельная личность, каждая отличается от другой. Горькие упреки здесь соседствуют с пронзительными жалобами, все смешано и слито. Здесь человеческие и материнские муки во всем их кошмаре:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты – сын и ужас мой.

Материнская любовь доходит до такого предела, что становится практически ненавистью. Невыносимо постоянно испытывать такие муки, вот почему сын превращается в «ужас».

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла…

Самой лирической героини кажется невероятным, что она в состоянии вынести такое. И с иронией она вспоминает о мирных днях, о своих друзьях:

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей…

Поэтесса вводит в стихотворение библейские мотивы, которые позволяет ей глубже раскрыть тему материнских страданий. Герои строфы, которая называется «Распятие», библейские персонажи, но они современны. И Ахматова пишет о том, что страдания матери превосходят страдания всех остальных, это что-то настолько сильное и святое, что никто – ни любимый ученик, ни Магдалина, т.е. влюбленная женщина, - «так взглянуть и не посмел» туда, где стояла мать.

В эпилоге мы снова слышим только голос самой Ахматовой, который как бы «обрамляет» остальную поэму, подытоживает все, что было сказано для этого. Как бы дав высказаться всем женщинам, она вновь рассказывает о своем сокровенным. Но теперь это не просто материнская любовь, а гордость, гордость, смешанная со страданием. Это та самая поэзия раздавленного человека, о которой говорил Быков. И для Ахматовой потребность высказаться сильнее всего на свете, она восхищена женщинами, которые вынесли все муки и испытывает непреодолимую потребность не просто помнить до мельчайших деталей все, что с ней было, но и донести это до читателей, до потомков. Все, что было в ее жизни до этого, становится неважным и мелким, и поэтесса просит поставить ей памятник там, где она страдала как напоминание о том, что важно:

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Кто еще мог так написать, если не Ахматова? Это признание в поражении, признание в бессилии, но при этом мы слышим в этих строчках гордость, материнскую любовь и готовность пройти этот путь до конца – и проходить его столько раз, сколько это понадобится, высоко подняв голову.

Вот почему этот текст так ценен для нас – как вечно живое, вечно актуальное напоминание о том, что важно, о том, что нельзя забывать даже в «смерти блаженной».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 11:02:56
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение