Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ Горе от Ума, личность Грибоедова (Грибоедов А. С.)

А.С. Пушкин писал, что познакомился с Грибоедовым (1795-1829) в 1817 году. Александра Сергеевича привлек в нем "озлобленный ум", "меланхолический характер", "добродушие"… Грибоедов родился в 1795 году, значит, в 1817 г. ему было двадцать три года – и… меланхолический характер, озлобленный ум? Откуда бы это в молодые годы?

Кажется, причин для тоски не было. По рождению он принадлежал к старинному дворянскому роду, получил блестящее образование, знал французский, немецкий, английский и итальянский языки, позднее изучал персидский, арабский, турецкий.

Был окружен знатными, богатыми, образованными людьми. Многие из декабристов были его друзьями. Одно время служил под началом прославленного героя Отечественной войны 1812 г. генерала Ермолова. Служил в Коллегии иностранных дел. Там с ним познакомился Пушкин после окончания Лицея.

Однако портрет, нарисованный им, верен: в письмах Грибоедова к приятелю С. Н. Бегичеву не раз мелькали слова: скука, тоска, душевная пустота, «веселость утрачена» (1820 г.), «налегла на меня необъяснимая мрачность» (1823 г.), «Мне невесело, скучно, отвратительно, несносно» (1825 г.) и т. д.

Русский физиолог объяснил бы подобные настроения у молодых душ юношеским максимализмом, когда мы нашу любовь, наше увлечение доводим до обожания, до благоговения, а уж если, не дай бог, заметим хоть маленький изъян в нашем кумире, легкое отклонение от нашего идеала, как тут же переходим к неприязни и ненависти.

В немалой степени в настроениях русской молодежи пушкинской поры сказывались и мотивы «мировой скорби», поэтически окрашенные Байроном. К ним примешивались политические идеи будущих декабристов. Недавний поход русских войск в Париж, сравнение нравов крепостнической России с либеральными нравами Франции больно ранили патриотические сердца молодых офицеров.

Выражением этих чувств стала антикрепостническая тирада Чацкого. То, что уже давно было немыслимо во Франции, в России еще почиталось нормой. В Архангельском, под Москвой, доныне стоит театр вельможи Н. Б. Юсупова, где актерами были крепостные князя. Все это было живо в дни Грибоедова. Нам сейчас смешны страхи Фамусова от речей Чацкого, но они вряд ли смешили тогда читателей комедии: «Уж втянет он меня в беду», «Он вольность хочет проповедать!» Страхи эти были оправданы: власти пресекали всякие разговоры об освобождении крестьян, тем более что в отдельных местах уже возникали восстания и бунты.

Судьба Грибоедова трагична, он погиб в Персии при нападении фанатиков на русское посольство в 1829 г. в возрасте 34 лет. Москва фамусовская. Как давно это было! Кроме Мясницкой, Покровки да нескольких старых особняков и когда-то пышных дворцов, все уже ушло, позабылось. Нас волнуют иные мысли, иные страсти, но, придя в театр, в Малый или Художественный, мы в который раз наблюдаем диковинную для нас, живо запечатленную в сценических образах эту фамусовскую Москву.

Многое из того, что волновало и бесило одного из ее тогдашних жителей, красноречивого и запальчивого Чацкого, нас уже не волнует. С крепостничеством давно покончено, молчалины и скалозубы, правда, еще живут, но они переоделись в наши современные костюмы или в нынешние генеральские мундиры, живет и плутоватый Загорецкий и шумный Репетилов, теперь он по большей части говорит о гласности и демократии и по-прежнему шумит («Шумим, братцы, шумим!»).

Комедия Грибоедова «Горе от ума» бессмертна. В чем же секрет ее вечного обаяния?

В правде ее сценических героев, не главных (Чацкого и Софьи — о них особый разговор), а тех, кто их окружает: и Фамусова (типичный портрет московского чиновника, барина-крепостника с его простодушным эгоизмом), и бесподобной Хлестовой, типичный образец московских барынь, и несравненного Репетилова.

Надо полагать, что в жизни репетиловы несносны, их несуразная болтовня и бесит и утомляет. Недаром бегут от Репетилова и Чацкий, и Скалозуб, и Хлестова, но на сцене он великолепен, болтовня его гениальна, мы готовы слушать его без конца. Словом, уж если, дорогой автор, вы хотите изобразить дурака, поставить его на пьедестал для всеобщего обозрения, так пусть он будет гениальным дураком, иначе мы не станет на него смотреть: мало ли на свете дураков. Такова загадка художественного образа.

Изобразительные средства сценического персонажа заключены в его речи. Язык персонажей «Горе от ума» — язык русского человека XVIII в. В XIX в. он приобрел гибкость, литературную правильность, но что-то утратил, как было уже сказано. Не стало уже грубоватой, но колоритной выразительности. В XIX в. она сохранилась в баснях Крылова.

Комедия «Горе от ума» — единственное произведение Грибоедова. Он умер рано, может быть, проживи он дольше, создал бы еще не один шедевр. А может быть, и нет. Все, что осталось в его творческом портфеле, вяло-посредственно и недостойно его имени. Он велик одним, но бессмертным произведением и заслужил памятник, ныне гордо возвышающийся в Москве на Тургеневской площади.

В оценке пьесы современники резко разбились на два противоположных лагеря: одни осуждали героя «Горя от ума», другие с восторгом его приняли.

Белинский при всем его таланте часто менял свои взгляды. Его отношение к пьесе Грибоедова? В знаменитой статье «Литературные мечтания», замеченной Пушкиным, его отзыв восторжен. Но через несколько лет, приняв философию примирения с действительностью, провозглашенную Гегелем, он резко осудил главного героя комедии.

Герцен, Огарев писали о комедии с восторгом, хвалили ее главным образом за «гражданский образ мыслей». По той же причине ругали ее те, которых касалась критика Чацкого: князь Голицын, московский генерал-губернатор, увидел в комедии «пасквиль на всю Москву».

И сторонники Грибоедова и его противники видели в комедии лишь политическую сторону, гражданскую тему. Противники даже патриотизм Чацкого назвали «бранчливым».

Комедия ходила в списках, и многими помнилась почти наизусть. Вышла из печати полностью она значительно позднее, впервые поставлена на сцене в 1831 г. На то дал свое согласие Николай I.

Источник: Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.