Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Буллинг в школе. Возможные причины и коррекция (Психология)

По стране прокатилась волна скандалов, связанных с буллингом в школе: появились случаи, когда дети, доведенные до отчаяния травлей, берутся за оружие и убивают своих одноклассников или себя. Проблема широко обсуждается в сети, родители делятся с тем, как боролись с данной проблемой, учителя и другие родители доказывают, что проблемы нет, есть неадекватные школьники, которые своим поведением вызывают агрессию сверстников. Но конкретных методов коррекции явления почти не предлагается.

Чтобы был эффект в исправлении какой - либо психологической проблемы, нужно в первую очередь выявить причины этого явления, а затем проводить коррекцию с учетом этих причин.

Давайте рассмотрим возможные варианты. Чтобы лучше структурировать материал, будем опираться на возрастную психологию.

Дошкольный возраст. У дошкольника еще в недостаточной мере развита дифференциация и точность оценок. Пятилетний ребенок зачастую считает, что красивый - всегда хороший, а плохой – некрасивый. А красота измеряется похожестью на остальных, нарядностью в одежде, и поэтому в детском саду могут дразнить из - за недостатка терпимости к какой-то внешней особенности ребенка. Здесь правомерна работа по развитию терпимости к недостаткам других через уточнение, дифференциацию оценок: «У всех есть положительные и отрицательные стороны. Кто-то полный, а кто-то рыжий, но, главное, какой человек - товарищ, каковы у него нравственные качества».

Младший школьный возраст. В этом возрасте для ребенка ведущий вид деятельности – учебный. Для младшего школьника главное - успешность в учебе, самый авторитетный человек – учитель, и для ребенка очень важно, как оценивает его учитель, замечает ли он его. Здесь травля может появиться в двух случаях, если учитель часто делает замечания одному ученику, дети начинают травить этого ребенка, как бы показывая: «Посмотрите, он плохой, не такой, как мы, мы – хорошие». Так они повышают свою самооценку и привлекают внимание учителя. Но может быть и обратный случай, когда учитель, наоборот, часто хвалит только одного ученика, и у детей появляется чувство ревности, они преследуют одноклассника, доказывая: «А он и не такой уж хороший, я не хуже». Здесь в первую очередь нужно пересмотреть учителю свои методы работы, чтобы каждый ребенок в классе чувствовал себя уважаемым, успешным, если не в учебе, то в какой-то другой деятельности.

У младших подростков на первое место выходит деятельность – общение со сверстниками, в этом возрасте очень важным становится формирование неформальных групп, а если в классе нет общих увлечений, интересов, а дружить надо, то появляется дружба, основанная не на общих интересах, а дружба против кого-то. «Мы дружим против Тани, Юры, Светы и т.д., и т.п.» А как следствие, травля, понятно, чтобы скорректировать данный случай, нужно помочь детям найти по-настоящему интересное общее дело, в котором они смогли бы самоутвердиться, реализоваться через значимую для сверстников деятельность, а не через травлю сверстника.

И, наверное, самый трудный для коррекции случай - это буллинг, как способ выстраивания иерархических отношений. Когда в коллективе появляется человек, который претендует на роль лидера, но не имеет достаточной уверенности в своих силах. Он начинает манипулировать одноклассниками, настраивать их против человека, который ему не подчиняется. Травля будет продолжаться до тех пор, пока непокорный не сломается и не подчинится. Затем меняется объект травли, другой неподчиняющийся подвергается гонению. Дети поддерживают травлю, т.к. боятся оказаться на месте жертвы буллинга. Так появляется коллектив, зараженный буллингом, в котором всегда идет преследование кого - то, только меняется объект травли, а все проблемы решаются через буллинг. Самое интересное, что когда закончится установление иерархической системы, все подчинятся, дети, за исключением тех, кто на данный момент является жертвой, данной системой взаимоотношений будут довольны. Почему? Во-первых, они искренне считают, что жертва заслуживает наказания, потому что «выделывается», не соглашается с правилами, которым подчинился весь класс. Во-вторых, буллинг для членов данного коллектива становится общим развлечением, шоу, им без этого скучно. В-третьих, такое положение дает им чувство защищенности, появляется подобие закона. Ведь главной причиной, появления такого коллектива, является отсутствие власти закона. Когда человек, на котором лежат властные функции, самоустраняется от реального решения проблем в данном коллективе, ограничиваясь формальным исполнением обязанностей. А отсутствие власти закона, приводит к власти беззаконие. Данный случай нельзя ограничить возрастными рамками членов коллектива, потому что подобное происходит и в армии, когда офицеры не вникают во взаимоотношения солдат, и возникает дедовщина. Эта система четко отлажена и в местах заключения, т.к. надзирающие не могут регулировать взаимоотношения заключенных. Подобное появляется и в школе, когда взрослые не встают на защиту обижаемых. Почему это происходит? Причин может быть множество. Нет, желания вникать. Или же администрацию школы волнует только картинка, как можно удачно отчитаться, а работу с данной проблемой к отчету не пришьешь. А вот если дойдет до вышестоящих инстанций о происходящем в школе, то можно получить выговор. Поэтому самое безопасное, не решать проблему, ведь может подняться скандал (нужно не забывать, что дети будут организовано обвинять одного человека), а замять проблему. А это легче сделать, обвинив одинокую жертву, присоединиться к травле. Еще одной из причин самоустранения администрации, может быть страх перед кем-то из родителей. Причин может быть много, результат один, формируется коллектив, живущий по «понятиям», законам, установленным в данном коллективе. По законам джунглей, когда главенствует право сильного. А сильный тот, кто в стае. А в стае тот, кто вместе со всеми травит слабого. Не хочешь быть гонимым, гони сам. Получается замкнутый круг. В этот круг втянуты и учителя, так как они так же как и ученики, могут подвергаться травле, и чтобы ученики не срывали уроки, нужно делать вид, что не замечаешь несчастных глаз жертвы, а еще лучше хотя бы в душе решить, но ведь он, правда, такой, он сам виноват. Остановить этот «беспредел» очень трудно, нужна твердая воля администрации, разбираться во всех случаях буллинга, девизом школы должно стать: никогда семеро одного не бьют. Виноват кто-то, разбираются взрослые, самосуд не допустим. Любые проявления травли (физической, или психологической) жестко наказываются. Это очень трудный путь. Более легкий, и законный вариант, расформирование этого коллектива. В новом коллективе, это будут совсем другие ребята.

Мы рассмотрели только несколько вариантов возможных причин буллинга, а таких причин может быть множество. Нужно рассматривать каждый конкретный случай. А для этого должен быть дан госзаказ нашими учеными, разработать диагностический инструментарий причин буллинга, которым могут пользоваться педагоги – психологи в школах, а на основе этого, намечены методы коррекции. А без этого, к сожалению, мы в очередной раз будем наблюдать создание, удобной для отчетности, формальной работы, когда из школ будут писаться отчеты об уроках толерантности с приложением фотографий, а в это время будут формироваться коллективы, зараженные буллингом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.