Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев? (ЕГЭ по литературе)


Герои романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" постоянно находятся на грани, всегда стоят перед выбором, существуют между Богом и Дьяволом. Эту "расколотость сознания" своих героев Достоевский показывает с помощью следующих средств: символика цвета, монологи героев, сны, диалоги, двойники Раскольникова, детали в портрете героев.

Начнем по порядку. Желтый цвет - болезненный, неприятный, вызывающий отвращение цвет. Он сопровождает Раскольникова повсюду. Желтое болезненное лицо, желтое и жаркое небо Петербурга, желтые обои в комнате Родиона, даже сахар в чае желтый! Символика цвета говорит о болезненности, напряженности, расколотости Раскольникова.


Вспомним такую деталь внешности Сони, как драдедамовый платок. Драдедамовый, то есть зеленый платок, в русской литературе очень часто употребляется как символ бедности, обреченности героя. Также и в романе "Преступление и наказание" этот платок символизирует слабость и жертвенность Сони Мармеладовой. Несмотря на то, что она находится на грани, на социальном дне, в ней еще остается лучик света и она способна к милосердию и самопожертвованию. Сон Раскольникова - еще один прием, с помощью которого передается расколотость его сознания. Сюжет его возвращает Родиона в детство и он вспоминает, как у него на глазах забивают старую лошадь.

Foxford

В этот момент он плачет, хочет ей помочь, но не может. В этом сне Раскольников предстает перед нами как милосердный и великодушный человек. А в реальности он жестоко убивает старуху из-за глупой теории. Его душа расколота на две части, в нем живет и Бог и Дьявол одновременно. Сон - тому подтверждение. Кстати, о добре и зле в человеке, ведь Соня Мармеладова тоже совершила большой грех, однако, она раскаивается и совершает добрые поступки, например, помогает Родиону встать на путь истинный. Это ли не раскол сознания? Вспомним двойников Раскольникова - Лужина и Свидригайлова. Они таковыми являются, ибо сами в какой-то мере придерживаются и живут по теории, которую озвучил Раскольников. Лужин, например, живет по теории "двух кафтанов": он считает, что лучше жить для себя и ничем не делится с ближним своим, ибо когда один человек в кафтане это лучше, чем когда оба без него. Апогеем его безнравственности было унижение и осквернение Сони Мармеладовой буквально ни за что. Для собственной выгоды! Свидригайлов - также делит людей на слабых и сильных и сам себя относит ко второй категории. Он не интересуется мнением окружающих, никого не уважает, нигде не работает и ставит себя выше обычного рабочего класса. В чем роль двойников? - спросите вы. А вот в чем: Раскольников, Лужин и Свидригайлов - это все пути одной теории и на каждый из этих путей может встать тот, кто живет по такой теории! Он способен раскаяться, как Родион, может не выдержать и убить себя, как Свидригайлов, а может ничего не осознать и продолжать жить по этой теории, словно Лужин. Каждый из этих героев расколот в душе ибо не знает, по какому пути он пойдет, а их у него целых три! Диалоги Порфирия Петровича и Раскольникова - самые захватывающие и интересные в романе. В них следователь буквально ломал, выкручивал Родиона наизнанку, выводя его на чистую воду. И эти диалоги также говорят о расколотости мира Раскольникова. Вспомним его состояние после этих встреч: Родион был уничтожен, повержен. Он был в постоянных раздумьях, запирался в своей комнате и погружался во внутренние монологи, где пытался разобраться сам с собой. Раскольников даже свалился в обморок после первой встречи со следователем. Переживания и муки Родиона символизируют раскол его сознания.

Таким образом, мы понимаем, что Ф.М. Достоевский передает раскол сознания своих героев с помощью множества психологических и художественных средств: символика цвета, монологи героев, сны, диалоги, двойники Раскольникова, детали в портрете героев. Все это помогает нам увидеть то, что герои всегда находятся между добром и злом, Богом и Дьяволом!

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:26:56
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение