Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Теория идеи Раскольникова и её крах по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является одним из величайших произведений мировой литературы. Это не только философский роман, но и тонкая психологическая драма, и захватывающий детектив, и картина мрачного города. Действия в произведении разворачиваются в Санкт-Петербурге, в конце 60-ых годов 19 столетия. Это были мрачные времена конфликтов, столкновений политических взглядов, разрушений традиционных основ нравственности. «Преступление и наказание» - роман, в котором писатель показывает нам, как конфликт между мыслями и чувствами может разбить попытку воплощения в жизнь идеологической теории о скалы жизненной практики.

Центральным образом является Родион Раскольников – бывший студент Петербургского Университета, бросивший обучение из-за своего бедственного положения.

Внешне герой был привлекателен, высок и строен, однако выглядел очень бедно: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.» Родион довольно умный молодой человек, владеющий немецким языком. Он гуманен, добр и временами очень вспыльчив, хотя в то же время бывает невероятно угрюм, безразличен и холоден: «Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нём два противоположные характера поочерёдно сменяются.»

Жилище Раскольникова являлось каморкой под самой кровлей дома, похожей больше на шкаф, нежели на квартиру. Он избегал хозяйку, потому как был её должником. Единственным источником существования героя были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Родион сторонится общества; у него ни друзей, ни работы. Герой пребывает в состоянии полного отчаяния, Петербург со своей духотой, пылью, бедностью душит его: «Он был задавлен бедностью…». Но более этого Раскольникова тяготит полная несправедливость окружавшего его мира, терзает несправедливость по отношению к небогатым людям, переживающих множество страданий.

Эти угнетающие мысли и мучения натолкнули героя на совершения действия, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы, Алёны Ивановны, кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде. Старуха и правда вызывает негативное впечатление: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать: «Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щелочку: жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки».

Вот Раскольников и вспомнил о своей теории, которую он создал ещё задолго до преступления. Суть её заключалась в делении людей на 2 типа: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Разумеется, до совершения убийства Родион верил, что он относится именно ко 2-ой категории. Он считал, что такие люди являются «необыкновенными», способными управлять миром, а также имеющими право на убийства. И вот герой решает переступить эту черту, доказать себе, что он действительно не просто заурядный человек. Выбор пал на старуху, потому как Родион был твёрдо убеждён в том, что именно этим убийством он не только оправдает свою теорию, но и поможет людям, которые были должниками Алёны Ивановны. Слова студента в трактире отражали мысли Родиона: «Глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт». Несмотря на скрупулёзно и до мелочей спланированное преступление, Родион не мог держать свои чувства под полным контролем на протяжении всего совершения своего плана. Яркая психологическая деталь полностью отражает его состояние: -Здравствуйте, Алёна Ивановна, - начал он как можно развязнее, но голос не послушался его, прервался и задрожал…

Сестру Алёны Ивановны, Лизу, ожидала та же участь. Слишком рано вернувшись домой, она застала Родиона на месте преступления, и ему пришлось убить женщину. А если принять во внимание тот факт, что Лизавета была беременна, можно сделать вывод, что Раскольников убил трёх невинных людей, тем самым ставя под некоторые сомнения свою теорию.

Более того, исполнив свой замысел, герой не чувствует ни радости, ни облегчения. Несколько дней после убийства он бредил, и с того момента для него началась полоса страданий. Но не от раскаяния, вовсе нет. Раскольников осознал собственное бессилие, отчаяние, ему «стало совершенно ясно и понятно, что… уже ни о чём больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить.»

Постепенно становится всё яснее, насколько неразумна была его теория. Родион не понимал, что, убив одну старуху, он не сможет изменить целое общество, помочь людям. Из человека, желающего сделать мир лучше и честнее, он стал частью того общества, которое презирал, переступив черту. Раскольников был далеко не хладнокровным Наполеоном, коим восхищался.

Утешением и облегчением своих страданий для Родиона становится любовь к Соне Мармеладовой – глубоко верующей девушке, но тоже переступившей нравственный закон. Их судьбы пересеклись в самые трудные для них периоды жизни. Оба они тяжело воспринимают происходящее. Как верующий человек, Сонечка испытывает к людям любовь и сострадание, какими бы они ни были. Поэтому к Раскольникову у неё нет отвращения, она глубоко сострадает ему. И именно она убедила Родиона раскаяться в содеянном преступлении, после чего его отправляют на каторгу. Но даже там Родион не хочет отказываться от своей теории, да и чувство сострадания и осознание к нему приходят не сразу. И снова лишь Соня, поехавшая с ним на каторгу, помогла герою полностью отказаться от этой теории. Последние отголоски его идеи исчезли после сна о конце света, который приснился Родиону в самом конце произведения. Этот сон словно очистил душу героя, и с того момента Раскольников стал осознавать ценность каждой человеческой жизни, навсегда отвергая злосчастную теорию. В какой-то момент под подушкой героя мы находим Евангелие, что свидетельствует о его приобщении к христианским ценностям: «Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально.»

В заключение хочется лишь добавить, что Ф.М. Достоевский с помощью своего романа хотел навести нас на мысль о том, что каждая человеческая жизнь представляет собой ценность, и даже ради осуществления какой-либо теории нельзя отнимать у кого бы то ни было его жизнь. А единственный путь к преобразованию мира в лучшую сторону лежит через любовь, веру и самопожертвование во имя добра.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.