Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Как образ Сонечки Мармеладовой влияет на идею романа? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)


В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова – близкий друг Раскольникова, иногда её даже называют одним из его двойников. О чем её история? Как её образ влияет на идею романа?

Соня – дочь Семёна Мармеладова, с которым Раскольников ещё до совершения убийства встретился в баре, где впервые о Соне и услышал.


Она дочь Мармеладова от первого брака, на начало повествования ей восемнадцать лет. Семья её живёт в бедности, отец постоянно тратит все их деньги на выпивку, жизнь довела мать до того, что она стала бить детей и мужа, поэтому Соня не получила достойного воспитания. Она пыталась честно зарабатывать, но этого их семье не хватало, поэтому в один момент она была вынуждена «пойти по жёлтому билету». После этого хозяйка квартиры выселила её, и Соне пришлось жить одной, отдельно от семьи. Соня «пошла на такое дело» из-за своих братьев и сестёр, потому что они были ни в чём не виноваты, их будущее умирало у неё на глазах, а пойти Соне было больше некуда.

Раскольников навещал Сонечку три раза, первый из визитов описан в четвёртой главе, где автор пишет о событиях на четвёртый день после убийства (все визиты Раскольникова к Соне значимы для него, поэтому число 4 – особое).

Foxford

Родион идёт к Соне, потому что знает, что ей, как и ему, приходилось переступать через человека ради цели (правда, Соня переступала через себя, а не через другого), и ему было непонятно, как она это пережила и как ей удалось справиться с безумием, которое началось после этого.

Войдя в комнату, Раскольников видит Соню щуплой и бледной, Ф. М. Достоевский даже сравнивает её с канарейкой, потому что она, как птичка в клетке, хрупкая и несчастная. Но когда Раскольников просит Соню прочитать Евангелие, она меняется: она наполняется воодушевлением, читает с жаром, - потому что Бог – её опора, именно он и помогает ей внутренне справляться с трудностями и оставаться человеком. Соня читает историю о Лазаре (о человеке, воскресшем после слов Иисуса), и я думаю, что это ответ на вопрос Раскольникова: если чисто и всем сердцем верить в Бога, икать у него помощи, то и тело, и душа воскреснут. То есть, Родиону нужно впустить Бога в свою жизнь, тогда Он поможет ему справиться с собой и укажет, как жить дальше. Все это вызывает у Раскольникова злость и раздражение, потому что он слишком горд, чтобы смириться с тем, что все-таки не он сам определяет свою судьбу и судьбу других.

Этот визит важен, потому что видно главное различие между Раскольниковым и Соней: Соне есть на что опереться, ей помогает Бог, а Раскольникову – не на что. Кроме того, читатель понимает, что гордость Раскольникова мешает ему верить, как Соня. Также в этом эпизоде начинается дружба Сони и Родиона.

Перед вторым визитом Раскольникова к Соне умер её отец, на устроенные поминки мало кто, кроме Родиона, пришёл. Во время этого обряда Лужин оклеветал Соню, обвинив её в воровстве денег. Соне пришлось пережить это всё и почувствовать на себе, поэтому она ждала встречи с Родионом, чтобы обсудить с ним это, поговорить.

Раскольников же идёт к Соне по причине того, что ему необходимо признаться ей, что это он убил Лизавету, причем, именно Лизавету, а не старуху-процентщицу, только одно преступление его мучало. Несмотря на то, что он хочет рассказать это Соне, он испытывает бессилие и страх.

У Сони они говорят, будто продолжая предыдущий разговор. Раскольников ставит перед Соней вопрос о том, кого убить, чтобы зажить спокойнее: Лужина или Катерину Ивановну? Он провоцирует её на выбор, но Соня неожиданно для него отвечает, что она не судья, чтобы решать, кому жить, а кому – нет.

Соня видит слабость, страх, муки Раскольникова, но не понимает его намёки. Тогда в один момент он решается и быстро и легко признается в преступлении. Это поражает Соню. Ей становится очень страшно, и она будто перетягивает на себя весь страх Раскольникова, который после этого успокаивается и начинает объяснять причину убийства. Он говорит о своей теории, будто твердит заученные строки. Видно, что она его поглотила и не дает мыслить дальше. Раскольников убил, потому что хотел ощутить власть, а старуха для него – всего лишь вошь, которая ничего для мира не значит. Это ещё сильнее поражает Соню. «Это человек-то вошь?!» - говорит она. С её точки зрения, то есть, по мнению чистого верующего человека, эта теория невозможна. Она в корне неправильна, потому что не позволяет людям оставаться людьми.

Соня даёт Раскольникову кипарисовый крест и предлагает покаяться в грехе, но Родион отказывается от этого. Он не отвергает теорию, он считает, что он просто слаб, что он вошь, не имеющая власти. Но его гордость не дает ему с этим смириться, и он собирается бороться дальше.

Этот эпизод также важен, потому что в нем описывается отношение Сони к теории Раскольникова – она противоречит с ее верой. А также в нем важна роль самой Сони, так как она наталкивает Родиона на путь к Богу, потому что точно знает, что это поможет ему справиться с собой.

Последний визит Раскольникова к Сонечке совершается после прощания с семьей и после прогулки у Невы, когда он понимает, что совершить самоубийство неспособен и отвергает этот путь.

Сначала Раскольников сам не знает, зачем идет к Соне, но уже после понимает, что ему нужно было увидеть ее поддержку и переживания. Ему было важно, что его судьба ей небезразлична. А Соня правда за него волнуется и боится. Она просит его перекреститься, дает ему тот самый кипарисовый крест, плачет и собирается пойти вместе с ним на Сенную площадь, где он хотел покаяться перед народом. Но Раскольников говорит ей остаться и, не прощаясь, уходит один.

Оказавшись на площади, Родион кланяется до земли, но из-за насмешек и разговоров прохожих не находит в себе сил признаться. Поэтому он встает и намеревается идти в контору. Он видит Соню, которая все это время сопровождала, и понимает, что она теперь всегда и где угодно будет рядом с ним.

В конторе Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, и это повергает его в такой шок, что он даже выходит оттуда и стремится уйти прочь. Но, выходя, он снова видит Соню, которая отчаянно, дико на него смотрит. Раскольников возвращается, говорит Илье Петровичу все как есть…

В этом эпизоде Соня, точно ангел-хранитель Родиона, одним своим присутствием указывает, что ему делать, поддерживает его, переживает. Она помогает ему раскаяться и встать на верный путь.

На этом заканчивается основная часть романа. В эпилоге Раскольников отправляется в Сибирь на каторгу, а Соня на деньги Свидригайлова – вслед за ним. Пока Родион не отказался от своей теории, гордость не позволяет ему свободно общаться и встречаться с Соней, но после болезни он на подсознательном уровне понимает, что это теория несостоятельна, и встречается с Соней на берегу реки. Все вокруг них словно замирает, и они чувствуют любовь.

Образ Сони в романе Ф. М. Достоевского – светлое пятно в жизни Раскольникова. Она любит его, помогает ему встать на верный путь. Соня разрушает его теорию своими чувствами и верой. Ф. М. Достоевский считает, что пока есть такие верящие, любящие, искренние люди, как Соня Мармеладова, могут искупиться и встать на путь любви даже такие грешные люди, как Раскольников.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 00:12:43
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение