Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




По высказыванию Оноре де Бальзака: «Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом» (ЕГЭ обществознание)

Оноре де Бальзак поднимает проблему равенства людей, актуальную как много лет назад, так и в наши дни, то есть являющуюся вечной и далекой от решения даже в современном обществе. Говоря о возможности бытия равенства правом, что невозможно оспорить – люди имеют право быть равными вне зависимости от их национальности, пола, мировоззрения, происхождения и т. д., - автор высказывания отмечает, что абсолютное равенство не может иметь места в жизни людей. Иначе говоря, идея полного равенства утопична.

Я разделяю точку зрения Оноре де Бальзака. Право есть свобода что-либо осуществлять. Все люди имеют права на жизнь, на свободу мысли, совести и вероисповедания, на личную неприкосновенность и многое другое; они [права] наиболее сильно приближают человека к идеалу равенства, но не способны дать его [равенства] полноты. Абсолютов не существует.

Равенство прав сталкивается со стеной разности возможностей, какие зависят от социального положения, рода деятельности и даже природы, по причине чего социальная дифференциация - расчленение общества на социальные группы, имеющие разные права и обязанности – присутствует в любом обществе.

О проблеме равенства задумывался и Томмазо Кампанелла, итальянский философ позднего Возрождения. Находясь в заключении, философ – и не удивительно – безустанно размышляет об идее всеобщего равенства и в 1602 году высказывает свои мысли в утопическом трактате «Город Солнца». Он строит общество равных людей с равновесным распределением всеобщих ресурсов и обязанностей, с отсутствующей частной собственностью и полной регламентацией жизни жителей острова – соляриев. Свою утопию Томмазо Кампанелла рассматривал как реальную политическую программу, которая должна была быть реализована в Италии, и некоторые идеи, высказанные в произведении, Ленин отметил как применимые для монументальной пропаганды.

Но не только Томмазо Кампанелла интересовала проблема равенства. Еще древнегреческий философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных, он полагал, что государство незримо делится на две части, находящиеся в постоянной борьбе между собой, и в труде «Государство» предложил свою модель общественного строя. Он исключал возможность наследования классового статуса, считал, что дети должны быть полностью уравнены в возможностях с целью равновероятного проявления ими их природных способностей и собственной реализации, предлагал упразднение семьи и ликвидацию излишней частной собственности в правительствующем классе, обосновывая это тем, что общественное благополучие должно быть единственным средоточием их мыслей и интересов. Его модель основывается на принципах справедливости и дисциплины.

Аристотель также рассмотрел проблему равенства в своем труде «Политика». Философ выделяет в государстве три элемента, класса: богатый, средний и бедный. По мнению Аристотеля именно средний класс является среди двух других наилучшим, поскольку условия жизни заставляют его представителей следовать принципу рациональности, в то время как члены бедного и богатого классов зачастую вырастают одни преступниками, другие - мошенниками. Аристотель считал, что средний класс составляет лучшее общество, и при условии его превосходства по численности над двумя другими государство можно считать общественно уравновешенным.

Хорошим примером социального неравенства являются исторические системы социальной стратификации – совокупности социальных слоев, расположенных на разных ступенях в вертикальном порядке. Самая древняя историческая система социальной стратификации – рабство - характеризуется владением одних людей другими и присуща аграрным обществам, однако для кочевых народов наименее типична в силу их образа жизни. К примеру, в древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражаться в политике, искусствах и пр.

Проблема социального неравенства неоднократно поднималась и в литературе. В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» показана целая галерея людей, о принадлежности которых к числу находящихся за гранью бедности сомневаться не приходится. Именно нищета доводит главного героя – Родиона Романовича Раскольникова - до мыслей об убийстве, до сложного внутреннего противоречия, до, наконец, самого безвозвратного действа, направленного против старухи-процентщицы, наживающейся на несчастьях бедняков. Раскольников избавляет общество от социальной несправедливости, причина которой есть неравенство, в лице старухи и словно доказывает, что является вершителем судеб.

Абсолютное равенство утопично. Никакое право не способно создать равенство для всех, поскольку в каждом человеке кроется свой потенциал возможностей, своя личность, своя индивидуальность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.