Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Читательский дневник)


"Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только одних поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всею её прозою и пошлостию". "Онегин" есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху".

"В лице Онегина, Ленского, и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какой истиною, с какой верностью, как полно и художественно изобразил он его!"

- так писал о романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" литературный критик В.Г.


Белинский.

Однако творение Пушкина сохранило актуальность и по сей день, оно отражает сущность любого общества в любую эпоху, оно стало бессмертным благодаря тому, что, сколько бы времени не прошло, как сильно не изменился бы внешний вид окружающей нас реальности, по большому счёту, абсолютно ничего не меняется. Человеческая сущность неизменна, то, что процветало в сердцах наших далеких предков, живет и в нас самих. Все остается прежним, хоть перемены и рвутся в нашу жизнь непрерывным потоком.

Наиболее точно и откровенно, на мой взгляд, идеологическую весомость данного произведения передаёт 28 строфа. В ней раскрывается своеобразная "прописная истина", неподвластная времени и обстоятельствам, не теряющая своей актуальности, проходя сквозь эпохи. Именно она помогает прочувствовать ироничность описанной ситуации, благодаря ее существованию создаётся контрастное звучание двух смысловых частей произведения.

«О люди! все похожи вы

На прародительницу Эву:

Что вам дано, то не влечет;

Вас непрестанно змий зовет

К себе, к таинственному древу:

Запретный плод вам подавай,

А без того вам рай не рай.»

Так оканчивается описанная мною строфа. Она отражает саму сущность бессмертного закона межличностных отношений. Сладок лишь запретный плод, лишь недоступного жаждет человек неописуемо рьяно, мечты лишь о нем одном способны необычайным образом всколыхнуть сознание, вскружить голову, свести с ума. Об этом мы узнаем ещё на первых страницах Библии. Ведь это первый человеческий грех, первая червоточина в душе Божьего творения. Он был с нами всегда, он не покидает нас ни на минуту, он стал частью каждого из нас. Но, увы, слишком часто мы даже не воспринимаем его всерьёз, ведь не можем ему противиться, не можем противостоять тому, что мы ощущаем частью своей природы. Из года в год, из столетия в столетие мы возрождаем первый и страшнейший грех, всполыхнувший в груди первой женщины, появившейся на свет. Страшнейший, потому что неизлечимый. И я не в праве каким-либо образом осуждать людей, ставших его носителями. Никто не в праве. Ведь если противостоять ему не смогли даже столь совершенные, в сравнении с каждым из нас, существа, то разве способны совладать с ним нынешнее опошленное человеческое племя, что не чуждо прочим бесчисленным прегрешениям?

Нет, мы не вправе судить человека за его влечение к недоступному, мы можем лишь пожалеть его. Его и невинную жертву его невольной жестокости. И я жалею героя данного произведения, как человека, подвластного своей природе, попавшего под влияние естественных для каждого из нас явлений.

Евгений Онегин не является авторским идеалом, Александр Сергеевич Пушкин преподнёс читателю типичный в своём роде человеческий образ, имеющий сотни, тысячи прототипов, одним из которых, как мне кажется, можно считать и самого создателя произведения. Критикуя, вскрывая темные стороны героя, поэт все же относится к нему с пониманием, с жалостью и сочувствием описывает произошедшее с героем.

Между тем, если Евгения Онегина мы в какой-то мере можем осуждать и недолюбливать в виду переменчивости его взглядов и жестокости, Татьяна Ларина становится для читателя однозначно положительным персонажем. Она - сильная женщина, преодолевшая унижение, прошедшая через любовную неудачу и сумевшая в последствии подстроиться под окружающую её действительность. Она стала гордой, своенравной и недоступной, обрела завидное положение в обществе, и при этом чувства её не переменились, остались прежними, но были тщательно скрыты, спрятаны за наигранным безразличием и теперь уже не имели никакого значения. Ведь она уже принадлежала другому. Пусть она и не была с ним по-настоящему счастлива, пусть и стала наконец желанной в глазах по-истине любимого мужчины, Татьяна была излишне верна своим принципам, моральным устоям и банальной гордости для возвращения в прошлое своих желаний, что были удушены ею собственноручно. Она обрекла на пережитые однажды страдания человека, которого любила, поменявшись с ним ролями, уготовив ему участь, приобретённую однажды от него же.

Ключевыми составляющими двух частей произведения являются два аналогичных по содержанию письма, одно из которых написано влюблённой девушкой, а второе - мужчиной. Любовные томления героев очень схожи между собой, хоть и описаны несколько по-разному. Однако главный посыл, сокрытый в последних строках каждого из них, почти идентичен. Это наталкивает читателя на размышления касательно определенной симметрии в композиции текста.

«Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...»

- Так пишет в своём письме Татьяна Ларина. Евгений Онегин же заканчивает своё признание следующими словами:

«Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Всё решено: я в вашей воле,

И предаюсь моей судьбе.»

Татьяна, будучи неопытной, романтичной и мечтательной девушкой, буквально обожествляет предмет своего восторгания. Онегин в её воображении становится благородным человеком a priori. Её сводит с ума сама мысль о любви, желание любить и быть любимой в ответ, стремление встретить своего героя, "рыцаря на белом коне", погрузиться в строки поэтов и писателей прошлого о высоком и светлом чувстве. Именно поэтому она переносит фабулу излюбленного романа, его обстоятельства на свою повседневность, убеждая себя в правдивости собственных убеждений о личности юноши, встрепенувшего её чувства. Её письмо - поток чистейшего сознания, искренний, хоть и наполненный густой дымкой эмоций. Девушка то с учтивостью незнакомки обращается к герою на "Вы", то в порыве чувств срывается на интимное "Ты", то, вновь обретая кроткость и скромность, овладевая собой, возвращается к изначальному варианту: "ваша честь".

Татьяна была влюблена в свою любовь, она отчаянно нуждалась в ней. Однако Евгений Онегин был всего лишь человеком, не менее подлым и самовлюблённым, чем все остальные. Он не был достоин обожествления, он презирал его, пренебрегал им. Ведь и ему не чужд был неизлечимый человеческий "грех". Ему польстило женское внимание и восхищение, но не более. Он не желал её любить. И это раз и навсегда разрушило сладостно-сказочный замок, отстроенный из надежд и мечтаний героини. То, что казалось нерушимым гранитом, оказалось лишь речным песком, что в миг разрушила ледяная волна, оставив за собой лишь мертвую пену.

Письмо Онегина раскрывает образ женщины, способной привлечь его внимание, заинтересовать, заставить следовать за собой, свести с ума, покорить сердце. И это не та искренняя и открытая девушка, какой мы видим Татьяну в начале произведения, это совершенно другой человек. Недоступность героини пробудило в нем жалость к себе, эгоизм, ощущение себя как мученика, испытывающего тяжелейшие душевные страдания. Он даже не задумывается о том, что и сам обрёк на такое другого человека. Онегин размышляет о своей любви как о явлении уникальном, непостижимом ни для кого другого. Он видит в себе лишь жертву обстоятельств, не признавая при этом никаких своих прегрешений. Герой жаждет ответа, мечтает о свидании, бредит мыслями о Татьяне. Но на сей раз натыкается на отказ. Грубый и категорический.

Оба письма являют собой любовное признание. Через них мы без всяких "посредников", минуя призму авторского отношения к персонажам, наблюдаем за героями, как бы становясь случайными слушателями их исповеди. Автор создаёт ощущение, будто этот "диалог" и вправду существовал, но лишь для них двоих, будто, зачитывая чужую переписку, Пушкин рассказывает о своих героях, что существуют обособленно от него и неподвластны его воле. И мы верим. Верим каждому слову.

Это лишь любовная история, убитая обстоятельствами, несуществующая, несостоявшаяся. Это повествование о не достигнутом счастье, о двух влюблённых, разлучённых если не судьбой, то суровой действительностью, что душит все сказки и топит волшебство в Мире, который нас окружает.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 23:49:23
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение