Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


1019-1054. Ярослав Мудрый и Иларион Киевский (ЕГЭ по истории)


Данный период относится к эпохе расцвета раннефеодального государства Киевская Русь. В эти годы правил Великий князь Киевский Ярослав Владимирович, прозванный в народе Мудрым. За годы его правления произошло много важных событий. Был составлен первый в истории молодого государства свод законов «Русская Правда», были разгромлены печенеги под Киевом в 1036 году, активно развивалась культура и грамотность среди населения (построен Софийский собор в Киеве, Киев обнесён могучим валом с каменными Золотыми воротами, в 1051 году заложен Киево-Печерский монастырь, это один из первых монастырей на Руси, ставший впоследствии лаврой).

Ярослав Мудрый активно развивал законодательный процесс, поскольку в молодом государстве не было единой законодательной базы.


Он принял непосредственное участие в составлении законодательных статей свода, получившего название «Русская Правда». В «Русской Правде» регламентировались разные сферы жизни общества, она включала в себя гражданские, уголовные, процессуальные нормы. Этот свод законов стал фундаментом, на котором в дальнейшем развивалось законодательство страны.

Большое значение Ярослав Мудрый уделял развитию культуры, грамотности, христианского просвещения. При нём в стране открылись первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. Об уровне грамотности населения свидетельствуют найденные археологами в Новгороде и других городах берестяные грамоты этого периода. Центрами духовной культуры были соборы и монастыри.

Важное значение для развития духовной культуры Киевской Руси имела деятельность священника Илариона.

Foxford

До нас дошёл составленный им текст под названием «Слово о Законе и Благодати». В этом произведении, насыщенном духом патриотизма, Иларион прославляет Русь как равную среди всех остальных государств мира. Произведение Илариона подчёркивает, что при Ярославе Мудром Киевская Русь достигла расцвета и стало рассматриваться как держава, не уступающая другим мировым державам. Значение этого произведения в том, что в нём Иларион утвердил патриотическую идею Киевской Руси, обозначил высшую цель государства – обеспечение интересов всех подданных, обозначил вхождение государства в общемировой христианский процесс, поставил вопрос о нравственной ответственности человека перед Богом и другими людьми.

В рассматриваемый период Киевская Русь страдала от постоянных набегов кочевых племён, особенно – от набегов печенегов. Вследствие этого большое значение имеет разгром Ярославом Мудрым и его дружиной печенегов под Киевом в 1036 году. Эта победа надолго обезопасила русские южные границы от нападений печенегов, способствовала стабильному развитию государства.

В 1051 году на Соборе русских епископов был избран митрополитом монах Иларион, первый митрополит русского происхождения, а не грек, ставленник Византии. Этот факт свидетельствует о стремлении русской церкви освободиться от опеки Византийского центра, стать более самостоятельной. Иларион поддерживал идею самостоятельности русской церкви и всего государства. И хотя Иларион недолго оставался митрополитом, и Византийская церковь вновь утвердила своё влияние в Киевской Руси после смерти Ярослава Мудрого, но это событие явилось предвестником будущей самостоятельности русской православной церкви.

Период правления Ярослава Мудрого отечественными историками оценивается в целом положительно, подчёркивается, что это были годы расцвета древнерусского государства. Были расширены границы государства, разгромлены печенеги, заключён выгодный торговый договор с Византией. Трудно переоценить значение «Русской Правды», ставшей фундаментом для дальнейшего развития законодательства Руси («Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха»). Однако, историки отмечают и ряд недостатков. Так, Ярослав Мудрый закрепил порядок престолонаследия по старшинству в роду, что привело вскоре после его смерти к развалу единого государства на удельные княжества и создало предпосылки для возникновения эпохи феодальной раздробленности Руси.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 03:40:27
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение