Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




А.А. БЛОК-КАК ПОЭТ-СИМВОЛИСТ (на примере поэмы «Двенадцать») (ЕГЭ по литературе)

А.А. Блок жил в эпоху Серебряного века и был, по образному выражению А.А. Ахматовой, «печальным тенором эпохи». Блок – гениальный поэт, поскольку он не просто писал прекрасные стихи, но обладал даром поэтического пророчества. Он предчувствовал тяжёлый крестный путь России, от того и голос его был трагически печален.

Блоку как поэту-мистику особенно близко было направление символизма, и он наряду с А. Белым и другими поэтами входил в состав «младосимволистов». Символисты полагали, что нельзя познать мир с помощью разума, высшие истины постигаются исключительно посредством духовного опыта и творческой интуиции, которые в поэзии выражены через образ-символ – многомерный, не имеющий границ, выходящий за грани бытия.

Проанализировать творчество Блока как поэта-символиста мне хотелось бы на примере поэмы «Двенадцать», поскольку вся она пронизана многоуровневой символикой, которая до сих пор в литературной критике вызывает неоднозначные толкования.

Центральной темой поэмы является Революция, стихийный и неудержимый бунт народных масс, захвативших власть в свои руки.

Автор стремится передать состояние страны в первые месяцы после свершившегося государственного переворота (поэма написана в январе 1918 года, спустя всего несколько месяцев после Октябрьской революции). Причём для поэта важна не столько историческая достоверность или идейная подоплёка (он открыто не поддерживал ни «белых», ни «красных»), сколько сама атмосфера величайшего свершения, повлиявшего на ход мировой истории. На первый план для поэта выдвигается «музыка революции» (как он сам об этом писал), то особое состояние революционного вихря, которое стремительно охватило всю страну, вовлекая каждого в бурный водоворот событий.

И действительно, звуковая символика поэмы очень насыщена. На фоне бушующей стихии: «свищет ветер», «снег крутит», «пылит пурга», «вьюга долгим смехом заливается», - постоянно звучат ружейные залпы («трах-тах-тах!») и слышатся обрывки диалогов и реплик прохожих, разговоры бойцов патрульного отряда. Центральная часть поэмы стилизована под частушки, народные песни, маршевые речёвки. Революционеры охвачены эйфорией и восторгом от самоуправства, вседозволенности, будущих светлых перспектив. Старый мир прячется, боится выходить на свет божий, поскольку там – разгул стихии и разгул народных масс. В любой момент можно попасть под шальную пулю или быть целенаправленно убитым, поскольку являешься враждебным классовым элементом. А можно под вывеской диктатуры пролетариата и личные счёты свести – революция всё спишет. Так, непутёвая Катька застрелена бывшим ухажёром, а нынче бойцом из рабочего патруля.

В цветовой символике используются три основные цвета: чёрный (грязь, вечер, ночь, ночное небо), красный (кровь, флаг) и белый (снег, белый венчик из роз Иисуса Христа). Поэма начинается резким цветовым контрастом:

Чёрный вечер.

Белый снег.

Далее цветовая гамма в каждой главе прорисована из разрозненных обрывков и отдельных цветовых пятен. Причём Блок использует приём градации. Это световая градация. Если в начале поэмы всё залито огнями («кругом - огни, огни, огни»), даже у лихача на оглобельках – «елекстрический фонарик», то в последних главах света уже нет, глухая ночь. И в конце поэмы цветовые символы соединяются в цельный красочный образ-картину: глухой ночью двенадцать тёмных силуэтов и голодный пёс движутся по белому снегу за «кровавым флагом», который несёт «в белом венчике из роз» Исус Христос.

Образ Спасителя – самый загадочный символ поэмы, до сих пор этот образ не имеет однозначной трактовки. Почему именно он идёт впереди отряда? Почему он несёт кровавое знамя? Куда он ведёт бойцов? Трудно ответить на эти вопросы. С другими персонажами поэмы гораздо проще. Например, безродного пса сам Блок трактует как символ старого мира. Достаточно прозрачны фигуры попа, поэта-витии, буржуя, дамы в каракулевой шубе, старушки. Событийным рядом вписан в сюжет поэмы любовный треугольник: Петька-Катька-Ванька. Петька убивает Катьку, и его начинает грызть совесть. Но бойцы укоряют своего товарища, поскольку революция важнее отдельного человека и его личной драмы. Красноармейцы, поправ христианские законы, уверовали в своё право быть выше совести, выше Бога во имя свободы рабочих и крестьян, во имя будущей мировой революции.

Патруль состоит из двенадцати человек. Столько же было и учеников Христа, ставших затем апостолами – вестниками новой веры. Блок делает на этом акцент, и саму поэму он тоже компонует из двенадцати глав. В поэме часто встречается религиозная символика («золотой иконостас», «свобода без креста» др.), которую, как атрибут старой жизни, отметают революционно настроенные строители нового мира («и идут без имени святого»). Но, тем не менее, впереди патруля движется невидимый им Исус Христос, размахивая кровавым флагом. Путь к новому лежит через яростную ломку старого. В своё время Русь была крещена «огнём и мечом». И нынешняя революция также замешана на крови и отказе от старых убеждений и уклада жизни – иначе не построить новую Россию, а тем более не раздуть «мировой пожар» (то есть мыслилось переустроить весь мир по законам рабоче-крестьянской диктатуры). Видимо, по аналогии с Новым Заветом, где Христос выступает Спасителем всего человечества, именно он ведёт к новому миропорядку Россию.

В поэму вплетены и другие интересные символы. Например, перекрёсток, на котором стоит буржуй. Это может быть и символом перепутья, выбора, который должен будет сделать каждый. Но это может быть и знаком креста, тяжёлого крестного пути, который предстоит пройти нашему Отечеству. Или плакат «Вся власть Учредительному Собранию!». Его безжалостно треплет ветер, что символизирует ставшую уже не нужной болтовню и пустые обещания Учредительного Собрания, реальная власть перешла в руки большевиков.

Блок в поэме активно использует такой троп, как олицетворение. Разгулявшаяся стихия – это один из главных героев поэмы наряду с патрулём. Стихия представлена прежде всего ветром, который затем перерастает во вьюгу, а также такими природными явлениями, как белый снег, скользкий лёд, мороз. Ветер (а затем пурга, вьюга) имеет яркую эмоциональную окраску: «ветер хлёсткий», «ветер весёлый и зол и рад» (оксюморон), «свищет ветер», «вьюга долгим смехом заливается в снегах». Сменяется и эмоциональный настрой патруля: то злоба, то азарт охотников, то скука.

Наряду с постоянной сменой настроения в поэме всё время происходит движение. Движется ветер и вьюга, движутся прохожие, движется патруль. Это поступательное движение так же неотвратимо и необратимо, как сама Революция: у неё нет хода назад, только вперёд. И вот на этом образе движущегося вперёд отряда под предводительством Исуса Христа и заканчивается поэма. Но так как все движутся вперёд, создаётся впечатление, что поэма не заканчивается, что впереди ещё много нового и интересного, что всё только начинается. И это ещё раз свидетельствует о поэтическом гении Блока, сумевшего с помощью взаимопроникновенных и многозвучных образов-символов воссоздать атмосферу революционного Петербурга, живо и красочно передать музыку Революции.

В заключение хотелось бы ещё раз отметить, что Блоку в своей поэзии удалось воплотить поистине пророческие идеи и создать многогранные образы, используя художественный язык символизма. До сих пор произведения поэта вызывают живой интерес читателей, поскольку они – как двери в иную реальность, и в то же время они очень точно отражают лик своей эпохи.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.