Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём своеобразие трактовки темы «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова? (ЕГЭ по литературе)

В своих рассказах А. П. Чехов по-новому переосмысливает тему «маленького человека», начатую Гоголем в повести «Шинель».

Если у Гоголя Акакий Акакиевич Башмачкин является жертвой равнодушия и произвола властей, то герой рассказа Чехова «Смерть чиновника» с говорящей фамилией Червяков выступает жертвой собственной рабской психологии. С ним произошло обычное, незначительное событие в театре, от которого никто не застрахован: он чихнул. Но когда Червяков увидел, что сидящий впереди старичок вытирает лысину платком, да ещё признал в незнакомце генерала, то решил извиниться. Старичок принял извинения, но рабская психология Червякова не позволяет ему поверить в это и заставляет просить извинения снова и снова.

По сути, перед нами не «маленький человек», а человек с мелкой душой.

Если Гоголь вызывает у своих читателей сочувствие к Башмачкину, призывает видеть в нём брата своего, то Чехов отказывается от традиционного сочувственного изображения маленького человека. Его герой жалок и смешон одновременно и не вызывает никакого сочувствия. Подобострастие, униженность, раболепство Червякова не обусловлены ситуацией.

Чехов в своих рассказах показывает деформацию личности, утрату человеческих качеств, в Червякове остаётся только чин, об этом свидетельствует и название рассказа: «Смерть чиновника»

Пошляки и пошлость в творчестве А.П. Чехова.

Проблема пошлости и мещанства раскрывается во многих рассказах

А. П. Чехова. Писатель не устаёт с горечью и сожалением изображать оскудение человеческой души, как человек постепенно «стареет, полнеет, старится, опускается», утрачивает живые, человеческие свойства души.

В рассказе «Крыжовник» мелкий канцелярский чиновник Николай Иванович Чимша-Гималайский добился заветной цели – приобрёл имение с кустами крыжовника и превратился в пошлое самодовольное существо, произносящее избитые фразы и уверенное в том, что «мужик» его уважает. Грустную и тяжёлую картину наблюдает Иван Иванович, родной брат новоявленного помещика, когда приезжает навестить его. Чимша- Гималайский ел жёсткий и кислый крыжовник «с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку».

Выступая против пошлости и самодовольства, Иван Иванович убеждён, что личного, отдельного счастья не может быть, когда рядом страдают люди. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…».

В самодовольного языческого идола превращается и Дмитрий Ионыч Старцев, земский доктор, герой рассказа «Ионыч». Потерпев разочарование в любви, получив отказ от Екатерины Ивановны, он недолго страдал. Получив в городе частную практику с помощью знакомства с «самой талантливой семьёй» города С. - семьёй Туркиных, он постепенно утрачивает живые чувства и приобретает страсть к накопительству. Любимым его занятием стал подсчёт по вечерам денег, добытых частной практикой.

В своих рассказах доктор Чехов исследовал нравственные болезни общества. Создавая образы пошляков, он хотел, чтобы читатели «по капле выдавливали из себя раба». Он показывает, что не среда виновата в духовной деградации личности, а сами люди должны нести ответственность за своё духовное состояние.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.