Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Сравнение «Вишнёвого сада» и «Пира во время чумы» (ЕГЭ по литературе)


«Пир во время чумы» - последняя пьеса, входящая в цикл «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, куда входят также «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Пьеса «Пир во время чумы» представляет собой свободное переложение одной из сцен достаточно обширной трагедии английского поэта и драматурга Джона Вильсона (1785 – 1854) «Чумный город» (1816). На выбор темы, несомненно, повлияла эпидемия холеры, вследствие чего Пушкин вынужден был остаться на время в селе Болдино. Близость опасности, смерти, волновала поэта и в то же время пробуждала творческие силы. Таким образом, «Пир во время чумы» написан в 1830 году в «Болдинскую осень», а близость ходящей где-то рядом смерти повлияла на творческий замысел поэта. Проблема поведения людей, осознающих неминуемую смерть, звучит в пьесе очень остро.

Пьеса А.


П. Чехова «Вишнёвый сад» - лебединая песнь писателя, его последнее слово перед смертью. Доктор Чехов прекрасно осознавал, что его болезнь неизлечима, что он на краю гибели, поэтому его произведение, жанр которого он определял, как комедию, наполнено глубокими мыслями о жизни и смерти, о судьбе России, о неумолимом движении времени, которое невозможно повернуть вспять.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что оба произведения объединяет философская мысль о краткости жизни, о неумолимом приближении смерти. В обоих произведениях можно выделить проблему отношения людей к неотвратимому приближению гибели, краха судьбы.

Название произведения Пушкина стало крылатым выражением. В идиоматическом смысле пир во время чумы – это разгульное веселье на фоне всеобщего бедствия. Наша задача – проанализировав пьесу Пушкина, найти мотивы «Пира во время чумы» в комедии Чехова «Вишнёвый сад», в частности её третьего действия, которое многие исследователи справедливо считают кульминацией пьесы.

Действие «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Пир во время чумы» происходит в открытом пространстве, на улице, где накрыты столы, между тем как у Чехова действие 3-го акта перенесено в гостиные. Молодой человек, обращаясь к «почтенному председателю», предлагает выпить за весельчака Джаксона, чьи остроты оживляли застольную беседу, а теперь его кресла пусты, а сам он «ушёл уже // В холод подземного жилища». Позиция молодого человека в отношении чумы проста и понятна: нужно жить мигом. Пирующие за столом ещё живы, и это главное, нет причины печалиться. Председатель просит Мери спеть «уныло и протяжно» только лишь для того, чтобы потом ещё безумнее обратиться к веселью. «Задумчивая Мери» поёт «жалобную песню» старины, из которой ясно, что и раньше чума посещала людей и выкашивала их, словно смерть косой. Родная сторона процветала, как процветал у Чехова вишнёвый сад в начале пьесы с чудной белой массой цветов, но вот пришла чума: «Поминутно мёртвых носят, // И стенания живых боязливо Бога просят // Упокоить души их!» Лирическая героиня песни Дженни предвидит свою смерть, раннюю могилу и просит возлюбленного Эдмонда не приближаться к её телу, не целовать при прощании в «чумные» губы. Позиция Мери противоположна позиции неунывающего молодого человека: она грустит и тоскует, чувствуя приближение смерти. Мери противопоставлена Луиза, которая возражает против унылой песни, которые теперь, по её мнению, не в моде. Но когда мимо проезжает телега, наполненная мёртвыми телами, Луизе становится дурно, и она падает в обморок, теряя сознание.

Молодой человек просит Вальсингама (председателя застолья) спеть буйную вакхическую песнь, но тот говорит, что споёт гимн в честь чумы, который он впервые сочинил этой ночью. В гимне чума сравнивается с «могущей Зимой», которая, «как бодрый вождь», ведёт войска, «косматые дружины своих морозов и снегов», но навстречу жестокой Зиме трещат камины. А когда придёт «грозная царица чума», ей тоже нужно противостоять. Надо сказать, что Зима всегда является символом смерти.

Вишнёвый сад у Чехова – символ вечной жизни, вечного возрождения природы и души человека. Эта мысль звучит в первом действии в словах Любови Андреевны Раневской: «О сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…».

У Пушкина Вальсингам воспевает чуму, потому что она рождает страстное желание борьбы за жизнь:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъярённом океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья –

Бессмертья, может быть, залог!

Противоположную позицию занимает священник, который подходит к пирующим «безбожникам» и требует прервать «пир чудовищный». Он напоминает Вальсингаму, что три недели назад тот похоронил с рыданиями родную мать. Умерла и жена Председателя – чистая духом Матильда, и женский голос говорит о нём: «Он сумасшедший, - // Он бредит о жене похоронённой!» Священник просит прощения у Вальсингама и уходит, а тот остаётся погружённый в глубокую задумчивость, но пир продолжается.

Таким образом, пир у Пушкина – это способ противостоять судьбе, бросить вызов Чуме, бороться за жизнь.

Лейтмотив «пира во время чумы» проходит через всё 3 действие комедии Чехова «Вишнёвый сад». 22 августа, о котором так долго говорили персонажи пьесы пришло: в городе идут торги за имение, а Раневская в своём доме, который, вероятно, уже сегодня будет принадлежать не ей, устраивает бал, своеобразный «пир во время чумы», приглашая еврейский оркестр, о котором говорилось в предыдущем действии. Обычно еврейский оркестр приглашали играть на похоронах, и символично, что он играет всё третье действие. В зале все танцуют, Шарлотта показывает фокусы и занимается чревовещанием, гости то шутят, то ссорятся, Раневская что-то напевает и в то же время с тревогой говорит о том, что долго нет её брата Леонида, он должен бы уже вернуться, торги уже состоялись или не состоялись, и судьба имения и вишнёвого сада должна быть уже известна. Раневская понимает, что и музыканты пришли некстати, да и к тому же платить им нечем, и бал затеяли некстати. Любовь Андреевна признаётся Пете Трофимову, что на душе у неё тяжело, дрожит душа от каждого звука, но она не может быть наедине с собой, ей страшно. Наконец появляется торжествующий победу Лопахин, заявляя, что теперь вишнёвый сад принадлежит ему, он его купил. Итак, судьба вишнёвого сада решена. Лопахин поступит так, как и предлагал бывшим хозяевам имения: вырубит сад, разобьёт на участки и сдаст их в аренду дачникам. Раневская горько плачет, а Лопахин со слезами на глазах её утешает. И он, новый владелец имения, не чувствует себя вполне счастливым. Успокаивает свою мать и Аня: «Вишнёвый сад продан, его уже нет…». Под влиянием Пети Трофимова Аня устремлена в будущее и обещает: «Мы насадим новый сад, роскошнее того».

А в конце пьесы символично звучат удары топора по дереву, звук лопнувшей струны, словно падающий с неба, и забытый всеми в заколоченном доме старый Фирс со словами: «Жизнь-то прошла, словно и не жил».

Таким образом, поединок с судьбой и борьба за вишнёвый сад как символ красоты и вечного обновления заканчивается для персонажей пьесы Чехова поражением. Пушкинский мотив «пира во время чумы» в третьем действии усиливают трагизм судьбы героев, и в то же время автор отказывает своим героям в трагедии, определяя жанр своей пьесы как комедию, слишком несерьёзны и безответственны владельцы имения Раневская и Гаев, а все персонажи подходят под определение «недотёпы», так как они находятся в конфликте со временем. Раневская и Гаев живут прошлым, Аня и Петя устремлены в будущее, а Лопахин – герой только настоящего. «Распалась связь времён» - в этом и состоит внутренний конфликт пьесы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:23:57
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение