Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Сопоставительный анализ стихотворений Анны Ахматовой «Песня последней встречи» и Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза смотрел…» (ЕГЭ по литературе)


Анна Ахматова и Марина Цветаева… Две равнозначные величины на поэтическом небосклоне России, но светят они по-разному. Ровный, сдержанный, внутренне страстный и сильный свет поэзии Ахматовой… Резкий до боли в глазах, с яркими вспышками огонь лирики Цветаевой. Чтобы понять, в чём своеобразие поэтической манеры каждого поэта (слово «поэтесса» они не любили), сравним два стихотворения на одну и ту же тему любви и страдания, оттого что любовь завершается разлукой.

Стихотворение Анны Ахматовой «Песня последней встречи» написано 29 сентября 1911 года в Царском Селе. Автору 22 года, и она находится уже год в счастливом замужестве с Николаем Гумилёвым, поэтому можно сделать вывод, что лирическое произведение никак не связано с фактами биографии Ахматовой, но его можно считать фактом её духовной биографии, так как всё, о чём она написала в стихотворении, несомненно, она пережила внутренне.


Уже название говорит о разлуке любящих или любивших. Лирический сюжет развивается последовательно, как в прозаическом произведении. Не случайно многие исследователи считают, что Анна Ахматова в своей лирике вобрала всё лучшее из русского психологического романа 19 века.

Внутреннее состояние лирической героини раскрывается с помощью психологических деталей:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Невнимательность, рассеянность героини из-за сильных переживаний становится причиной путаницы с перчатками. Вторая деталь из этого же ряда:

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Время для героини, переживающей личную катастрофу, утратило свои точные координаты, оно словно замедлилось, растянулось, стало каким-то нереальным, возможно, потому, что покидающая дом героиня не может осознать как действительное всё происходящее, не может в него поверить. Внутреннее состояние героини передаётся в одной фразе: «Так беспомощно грудь холодела…» Беспомощность и холод в душе ощущает тот, кто понимает, что не может ничего изменить или исправить.

По законам романного жанра пейзаж раскрывает переживания героини. Её диалог с осенним ветром – это, по сути, разговор с самой собой, перенесённый на окружающий мир. Общность судьбы объединяет героиню с осенним ветром, который, как и она, «обманут… унылой, // Переменчивой, злой судьбой». Без любви нет жизни, поэтому лирическая героиня готова умереть вместе с осенним ветром.

Завершает стихотворение описание последнего взгляда, который бросила героиня на оставленный ею тёмный дом, где «в спальне горели свечи // Равнодушно-жёлтым огнём». Именно эта последняя деталь указывает на причину ухода из дома – в нём нет любви, осталось только равнодушие.

Мы видим, как сдержанна и экономна Ахматова в передаче чувств, но в то же время произошедшее воспринимается как величайшая трагедия.

Теперь рассмотрим, как раскрывает тему любви в стихотворении «Вчера ещё в глаза смотрел…» Марина Цветаева. Это лирическое произведение написано 14 июня 1920 года в России. Цветаевой 27 лет, 8 лет она замужем за Сергеем Эфроном. Муж – участник белого движения, покинул Россию, младшая дочь Ирина умерла от голода в приюте. В отличие от Ахматовой, у Цветаевой в её лирике проявляется биографическое начало.

Всё стихотворение –это не просто плач всех брошенных, покинутых, разлюбленных женщин, это крик, срывающийся на вопль, в котором рефреном звучит ключевая фраза, проходящая через весь текст: «Мой милый, что тебе я сделала?» Лирическая героиня не может понять, почему возлюбленный её разлюбил, за что она стала «немилой». Всё стихотворение построено на антитезе: вчера – сегодня; я – ты. Вчера ещё возлюбленный смотрел на неё, сидел у неё «до птиц», «в ногах лежал», «равнял с Китайскою державою». Но теперь по неизвестной причине всё изменилось: он «всё косится в сторону», «все жаворонки нынче – вороны!». Она – «глупая», «остолбенелая», а он – «умён», «живой». Любовь для героини не мать, а мачеха, а жизнь для неё с утратой любви – «выпала – копейкой ржавою». Это сравнение подчёркивает, что жизнь без любви для героини не имеет никакой ценности. Она чувствует себя преступницей, «детоубийцей на суду», но всё же не может понять, в чём она провинилась перед любимым, почему он разлюбил и бросил её. Он приучил её жить «в самом огне», то есть в любви, а теперь «бросил – в степь заледенелую!» Она стала «зрячей», то есть прозрела и поняла, что любовь не вернёшь, чувство, как спелое яблоко, упало с дерева, а к ней «подступает Смерть-садовница», потому что жизнь без любви – это духовная смерть.

Мы видим, что стихотворение Марины Цветаевой выражает сильные эмоции, крайнее отчаяние на пределе возможностей.

Проанализировав два стихотворения, мы убедились, что Анна Ахматова и Марина Цветаева – два гениальных самобытных поэта, которые отличаются своим стилем, поэтической манерой. Если для Ахматовой характерна внутренняя сила и сдержанность, то лирическая героиня Марины Цветаевой живёт в мире без мер, её переживания крайне экспрессивны и ярко выражены.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 02:43:25
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение