Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ Дмитрия Оленина, эволюция его характера и мироощущения; попытка сблизиться с народом и нравственное поражение (ЕГЭ по литературе)

По дороге на Кавказ Оленин думает, что уже никогда не вернётся в Москву. В пути после сна на рассвете он впервые видит заснеженные вершины Кавказских гор, восхищается их величественной красотой, и в этот момент начинается процесс духовного обновления героя. Природа словно включает его в свои природные законы, отличающиеся от светских правил, где всё фальшь и суета, а здесь естественность, правда, добро и красота. Здесь берёт начало духовная эволюция героя, в которой будут и обретения, и утраты. Герой, как и его создатель, понимает, что главная мудрость жизни и смысл человеческого существования – это исполнение закона природы. Всезнающий автор пишет о внутреннем состоянии своего обновляющегося героя:«Всё теперь получало для него новый, строго величавый характер гор» [6.

Т. 3. С. 174]. Раньше, ещё не доехав до гор и не видя их, герой был уверен, что начинается новая жизнь. «Вот оно где начинается!»- говорил себе Оленин и всё ждал вида снегов гор, про которые много говорили ему» [6. Т. 3. С. 175]. Изменяется не только внутренне состояние героя, когда от трагического мироощущения он переживает оптимистический подъём, но и его отношение к простым людям, он видит в них равных себе и хочет быть причастным к простой жизни народа:

Поселившись в станице, рефлексирующий герой отчётливо понимает, что прежняя жизнь его была не настоящей, искусственной, фальшивой, притворной, лживой, гадкой и мерзостной, и он не хочет возвращаться к такой жизни. Всеми силами души он хочет войти в новую жизнь, опроститься, стать «естественным человеком», он даже хочет купить дом в станице и жениться на простой казачке Марьяне, дочери хорунжего и местного школьного учителя, у которых он квартировал.

Но казачье общество не принимает «чужака» и «барина», как бы Оленин ни старался найти с казаками общий язык и делать добрые дела, живя в среде простого народа. Герой чувствует, что стена отчуждения отделяет его от казаков, которые не верят в простоту юнкера. Например, Оленин дарит Лукашке коня, а станичники относятся к этому с недоверием, подозревая барина в лукавстве и нечистых планах и помыслах. Никто из жителей станицы не верит в то, что господин хочет остаться жить в станице, принимая это за барскую блажь и причуду. И даже старик Ерошка, с которым особенно сблизился Оленин и который уважал в барине простоту, увидев, как офицер пишет дневник, подумал, что тот «кляузы пишет».

Возможно, в этом виновато вековечное недоверие простых людей к господам. Но есть и другая причина и кроется она в самом герое. Несмотря на то, что он от всей души восхищается простой народной жизнью, Оленин не принимает народной правды и традиций. Например, в страдную пору, когда станичники не покладая рук работают в поле, Оленин ходит с ружьём на плече за зайцами в сады по приглашению отца Марьяны и встречает справедливый упрёк бабуки Улиты. Оленин участвует с казаками в вылазке против чеченцев и не понимает, почему после ранения Лукашки Марьяна горюет не только из-за раны Лукашки, но и из-за казаков, которых «перебили».

Анализируя причины конфликта Оленина с казаками, можно отметить, что обе стороны правы. Казаки утверждают свой величавый строй жизни, свои традиции, которые они свято чтят и хранят. Оленин не может стать Лукашкой, как бы он ни старался «опроститься». Лукашке, убившему горца, незнакомо чувство неудовлетворённости жизнью. И он, и Марьяна не смогут, не способны, да и не должны променивать своё нравственное здоровье на душевную изломанность и несчастье Оленина.

Заканчивается повесть возвращением Оленина домой новой дорогой. Не случайно «так же как во время его проводов из Москвы, ямская тройка стояла у подъезда» [6. Т. 3. С. 320]. Но всё же в герое произошёл переворот: «Но Оленин уже не считался, как тогда сам с собою и не говорил себе, что всё, что он думал и делал здесь, было не то. Он уже не обещал себе новой жизни. Он любил Марьянку больше, чем прежде, и знал теперь, что она никогда не может любить его» [6. Т. 3. С. 320].

Итог этого кавказского путешествия героя заключается в том, что это было нравственное странствование, духовные поиски, стремление к нравственному обновлению. Оленин возвращается в Москву одиноким, разочарованным, страдающим, никем не любимым, недовольным окружающими. Но это его собственное страдание приводит к осознанию не только личных возможностей, но и к постижению прежде всего конечных смыслов существования, он понимает, что жить нужно не для себя, а для других.

Оленин совершил странствование по кругу. С одной стороны, он обнаружил катастрофичность жизни, с другой стороны, обрёл себя. Его попытка найти счастье в несовместимом с ним миром должна была закончиться поражением, так как мир естественный, патриархальный и цивилизованный, светский противоположны и несовместимы.

Перед нами рефлексирующий герой, в котором рассуждения преобладают над здравым смыслом. Можно отметить, что Дмитрий Оленин близок автору, в этом персонаже много автобиографических черт: искренность заблуждений молодости, нравственные искания.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.