Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Развитие мотивационной сферы человека в онтогенезе (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Ведущая деятельность. Иерархия мотивов. «Первое» и «второе» рождение личности, феномен «горькой конфеты». Функциональная автономия мотивов (Олпорт) (Психология)

Любому человеку прекрасно понятно, что на протяжении своей жизни человеческая психика терпит серьёзные изменения по мере своего развития, и говорить об одинаковости психических процессов у младенца и взрослого абсолютно неверно. Различия в мышлении и поведении человека на разных стадиях его жизни заметны любому стороннему наблюдателю. Но как именно происходит построение личност человека?

Первым делом, рассмотрим строение и развитие мотивационной деятельности человека в процессе онтогенеза:

1) На первой стадии, в младенчестве, трудно точно проследить начало формирования мотивационной сферы, и многие учёные предлагали свои варианты решающих факторов в этом периоде.

В итоге Эльконин, обозначив связь между аффектами и рассудком человека, назвал наиболее значимом в этом периоде непосредственное эмоциональное общение со взрослым.

2) На второй стадии, в раннем детстве, дети преимущественно заняты освоением нового, непонятного им мира. Они осваивают основы взаимодействия с предметами, учатся выделять отдельные предметы из образа окружающей действительности.

3) На третьей ступени, в дошкольном возрасте, дети примеряют на себя правила взаимодействия с социумом в ходе сюжетно-ролевых игр.

4) Четвертая стадия – школьники – познают мир структурированно и целенаправленно. Для этого они погружаются в учебную деятельность.

5) Что же касается подросткового периода, то выделить одну конкретную ведущую деятельность становится невозможно. К этому моменту у человека сформировываются все основные вариации деятельности и выбор ведущей и иерархизированное распределение различных конкретных деятельностей становится сугубо индивидуальным.

Связано такое разнообразие у подростков с тем, что у подавляющего их большинства уже выстроена какая-либо иерархия мотивов. Иерархия мотивов – это распределение и соотношение друг с другом мотивов человека по их значимости для индивида. Ведущий мотив, он же смыслообразующий, является детерминантой для ведущей деятельности человека, для того, чем человек будет преимущественно заниматься (возможно в ущерб другим занятиям). Построение первой иерархии мотивов у человека Леонтьев называет первым рождением личности. Происходит оно в возрасте 6-7 лет и часто сопровождается так называемым симптомом горькой конфеты.

Этот синдром Леонтьев выявил в ходе занятного эксперимента: Учёный просил ребёнка дотянуться до предмета. Не вставая со стула, что было невозможно. Затем учёный уходил из комнаты, тайно продолжая наблюдать за действиями ребёнка. Ребёнок вставал со стула и забирал предмет, после чего садился обратно. Учёный возвращался в комнату и хвалил ребёнка за успех, даря ему конфету, однако та не приносила ребёнку никакой радости, так как была добыта нечестно. Это явление – прекрасный пример конфликта мотивов. Два близких по значимости мотива – социальный мотив и мотив-конфета вступают в противоборство. Мотив-конфета заставляет ребёнка сжульничать, в то время как социальный мотив заставляет его чувствовать вину за свой поступок.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.