—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

јнализ стихотворени€ Ђ¬есь день она лежала в забытьиЕї (“ютчев ‘. ».)

Ђƒенисьевский циклї произведений ‘. ». “ютчева признан лучшей любовной лирикой поэта. явл€€сь поэтическим выражением личной душевной драмы, стихотворени€, вошедшие в цикл, отличаютс€ нежностью любви, глубиной страданий и открытостью чувств. —реди них и такой шедевр, как Ђ¬есь день она лежала в забытьи...ї, в котором “ютчев описывает последний день жизни ≈лены јлександровы.

≈лена јлександровна ƒенисьева Ц Ђпоследн€€ любовьї поэта, принесша€ в его жизнь счастье, которое слилось с жестоким мучением и горем, непреодолимым внутренним конфликтом.

ќтношени€ с молодой выпускницей »нститута благородных девиц повлекли за собой разлад между поэтом и обществом, а главное, между ним и его женой, Ёрнестиной ‘едоровной. “ютчев не мог простить себе этого предательства, но не мог и жить без ƒенисьевой, посто€нно наход€сь вдали от любой Ђкисонькиї.

¬ первые же дни после смерти ≈лены јлександровны “ютчев писал √еоргиевскому: Ђ¬о мне все убито: мысль, чувство, пам€ть, все. <...> ѕустота, страшна€ пустота. » даже в смерти Ч не предвижу облегчени€. јх, она мне на земле нужна, а не там где-то...ї. —ледующие письма Ч снова к √еоргиевскому, человеку, который, по словам “ютчева, был так Ђтесно св€зан с пам€тью о нейї: Ђќ, приезжайте, приезжайте, ради Ѕога, и чем скорее, тем лучше! <Е> јвось либо удастс€ вам, хоть на несколько минут, приподн€ть это страшное брем€, этот жгучий камень, который давит и душит мен€ї.

Ћюбовные стихи “ютчева сюжетны и напоминают прозу, любовный роман. ¬ них нет деталей, которые бы нарочито усиливали их драматизм, но тем сильнее они передают глубину пережитого поэтом страдани€. ќдновременно писатель задаетс€ и философским вопросом о несправедливости смерти.

—трофы стихотворени€ Ђ¬есь день она лежала в забытьиЕї, написанные четырехстопным €мбом, представл€ют собой гармоничное единое целое.  омпозиционно произведение разделено на две части: на повествование о последних минутах жизни девушки (в прошедшем времени) и на монолог лирического геро€ (в насто€щем времени).

¬ первой части героин€ переживает три состо€ни€: перва€ строфа Ц Ђзабытьеї, втора€ Ц пробуждение, треть€ Ц осознание. ѕоследнее приходит к ней медленно: сначала она Ђприслушиваетс€ї к истине Ц к шуму природы, а затем Ђпогружаетс€ї в нее Ц в думу.

¬месте с умирающей возлюбленной Ђв забытьиї находитс€ и сам лирический герой, к которому понимание происход€щего настигает только в четвертой строфе. Ќесмотр€ на то, что лирический герой чувствует все, что происходит вокруг них: он Ђвидитї тени, уже легшие на ее лицо, Ђслышитї дождь за окном, он находитс€ в астральном уровне быти€, и приходит в сознание неожиданно и резко, чтобы внимать последним словам умирающей (об этом говор€т отрывистость фраз и многоточи€). ѕроисходит это не в том прошедшем времени, в котором умирала героин€, а в насто€щем времени стихотворени€ (Ђвот сейчасї). Ћирический герой поражен словом Ђлюбилаї: в грамматическом прошедшем времени этого слова ему €вл€етс€ знак смерти, в скрытом, обращенном только к нему, значении этого слова ему слышитс€ упрек с того света, ведь Ђлюбилаї она Ч его.

Ћюбовь, как высший смысл, открываетс€ перед героиней подобно предсмертному откровению: вс€ жизнь дл€ человека в любви, любовь дл€ него равн€етс€ жизни; вот почему, проща€сь с жизнью, героин€ говорит: Ђќ, как все это € любила!ї. »менно в тот момент она решает, суждено ли ей возродитьс€ или умереть.

Ќо истина, открывающа€с€ лирическому геро€, кардинально противоположна: если весь смысл в любви, то смерть любимого человека лишает жизнь вс€кого смысла, ставит его перед лицом бессмысленного существовани€, Ђсмерти-в-жизниї (Ђя был при ней, убитый, но живойї).

¬торжение самой простой подробности (ЂЋил теплый летний дождь Чего струи // ѕо листь€м весело звучалиї) и неожиданность контраста еще более усиливают напр€женность ситуации и трагизм финальных строк:

ќ √осподи!.. и это пережить...

» сердце на клочки не разорвалось...

“ютчев использует обычную литературно-разговорную речь, счита€, что насто€щее человеческое горе передаетс€ в простых словах. ѕоследнее восклицание Ц мольба к Ѕогу. Ћирический герой понимает, что если Ѕог не избавит его от страданий, не разорвет его сердце на клочки, ему придетс€ как-то пережить это.

—традани€ человека от утраты великой любви безграничны, не каждому дано преодолеть их. Ђ¬есь день она лежала в забытьиї Ц это плач ‘. ». “ютчева о своей возлюбленной.

—овременники поэта писали, что эта трагеди€ превратила его в др€блого, немощного старика. ¬ своих воспоминани€х ј. ». √еоргиевский писал о том, с каким Ђневыносимо-жгучимї горем ему пришлось встретитьс€ по прибытии в ѕетербург. “олько в разговорах о Ћеле, увлека€сь, “ютчев как бы забывал о том, Ђчто ее уже нет в живыхї. Ќо мгновени€, короткие промежутки забвени€ смен€лись реальностью, не приносившей утешени€. √еоргиевский вернулс€ в ћоскву, а “ютчев выехал за границу. “ам были его дочери, там была жена Ёрнестина ‘едоровна. » они, как могли, старались облегчить это Ђстрашное брем€ї страданий. Ќо ни родственные прив€занности, ни красоты Ўвейцарии не могли заполнить Ђстрашной пустотыї, образовавшейс€ в душе поэта после смерти ≈. ј. ƒенисьевой. ярка€, дивна€ природа, всегда волновавша€ поэта, и сейчас могла бы отозватьс€ в его душе:

 огда бы там Ч в родном краю Ч

ќдной могилой меньше было...

»нформационные источники:

 узина Ћ. Ќ. Ђ‘. ». “ютчев в жизни и творчествеї

—вердлов ћ., ∆урнал ЂЋитератураї є40/2003

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение