Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» (Тютчев Ф. И.)

«Денисьевский цикл» произведений Ф. И. Тютчева признан лучшей любовной лирикой поэта. Являясь поэтическим выражением личной душевной драмы, стихотворения, вошедшие в цикл, отличаются нежностью любви, глубиной страданий и открытостью чувств. Среди них и такой шедевр, как «Весь день она лежала в забытьи...», в котором Тютчев описывает последний день жизни Елены Александровы.

Елена Александровна Денисьева – «последняя любовь» поэта, принесшая в его жизнь счастье, которое слилось с жестоким мучением и горем, непреодолимым внутренним конфликтом.

Отношения с молодой выпускницей Института благородных девиц повлекли за собой разлад между поэтом и обществом, а главное, между ним и его женой, Эрнестиной Федоровной. Тютчев не мог простить себе этого предательства, но не мог и жить без Денисьевой, постоянно находясь вдали от любой «кисоньки».

В первые же дни после смерти Елены Александровны Тютчев писал Георгиевскому: «Во мне все убито: мысль, чувство, память, все. <...> Пустота, страшная пустота. И даже в смерти — не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то...». Следующие письма — снова к Георгиевскому, человеку, который, по словам Тютчева, был так «тесно связан с памятью о ней»: «О, приезжайте, приезжайте, ради Бога, и чем скорее, тем лучше! <…> Авось либо удастся вам, хоть на несколько минут, приподнять это страшное бремя, этот жгучий камень, который давит и душит меня».

Любовные стихи Тютчева сюжетны и напоминают прозу, любовный роман. В них нет деталей, которые бы нарочито усиливали их драматизм, но тем сильнее они передают глубину пережитого поэтом страдания. Одновременно писатель задается и философским вопросом о несправедливости смерти.

Строфы стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…», написанные четырехстопным ямбом, представляют собой гармоничное единое целое. Композиционно произведение разделено на две части: на повествование о последних минутах жизни девушки (в прошедшем времени) и на монолог лирического героя (в настоящем времени).

В первой части героиня переживает три состояния: первая строфа – «забытье», вторая – пробуждение, третья – осознание. Последнее приходит к ней медленно: сначала она «прислушивается» к истине – к шуму природы, а затем «погружается» в нее – в думу.

Вместе с умирающей возлюбленной «в забытьи» находится и сам лирический герой, к которому понимание происходящего настигает только в четвертой строфе. Несмотря на то, что лирический герой чувствует все, что происходит вокруг них: он «видит» тени, уже легшие на ее лицо, «слышит» дождь за окном, он находится в астральном уровне бытия, и приходит в сознание неожиданно и резко, чтобы внимать последним словам умирающей (об этом говорят отрывистость фраз и многоточия). Происходит это не в том прошедшем времени, в котором умирала героиня, а в настоящем времени стихотворения («вот сейчас»). Лирический герой поражен словом «любила»: в грамматическом прошедшем времени этого слова ему является знак смерти, в скрытом, обращенном только к нему, значении этого слова ему слышится упрек с того света, ведь «любила» она — его.

Любовь, как высший смысл, открывается перед героиней подобно предсмертному откровению: вся жизнь для человека в любви, любовь для него равняется жизни; вот почему, прощаясь с жизнью, героиня говорит: «О, как все это я любила!». Именно в тот момент она решает, суждено ли ей возродиться или умереть.

Но истина, открывающаяся лирическому героя, кардинально противоположна: если весь смысл в любви, то смерть любимого человека лишает жизнь всякого смысла, ставит его перед лицом бессмысленного существования, «смерти-в-жизни» («Я был при ней, убитый, но живой»).

Вторжение самой простой подробности («Лил теплый летний дождь —его струи // По листьям весело звучали») и неожиданность контраста еще более усиливают напряженность ситуации и трагизм финальных строк:

О Господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось...

Тютчев использует обычную литературно-разговорную речь, считая, что настоящее человеческое горе передается в простых словах. Последнее восклицание – мольба к Богу. Лирический герой понимает, что если Бог не избавит его от страданий, не разорвет его сердце на клочки, ему придется как-то пережить это.

Страдания человека от утраты великой любви безграничны, не каждому дано преодолеть их. «Весь день она лежала в забытьи» – это плач Ф. И. Тютчева о своей возлюбленной.

Современники поэта писали, что эта трагедия превратила его в дряблого, немощного старика. В своих воспоминаниях А. И. Георгиевский писал о том, с каким «невыносимо-жгучим» горем ему пришлось встретиться по прибытии в Петербург. Только в разговорах о Леле, увлекаясь, Тютчев как бы забывал о том, «что ее уже нет в живых». Но мгновения, короткие промежутки забвения сменялись реальностью, не приносившей утешения. Георгиевский вернулся в Москву, а Тютчев выехал за границу. Там были его дочери, там была жена Эрнестина Федоровна. И они, как могли, старались облегчить это «страшное бремя» страданий. Но ни родственные привязанности, ни красоты Швейцарии не могли заполнить «страшной пустоты», образовавшейся в душе поэта после смерти Е. А. Денисьевой. Яркая, дивная природа, всегда волновавшая поэта, и сейчас могла бы отозваться в его душе:

Когда бы там — в родном краю —

Одной могилой меньше было...

Информационные источники:

Кузина Л. Н. «Ф. И. Тютчев в жизни и творчестве»

Свердлов М., Журнал «Литература» №40/2003

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.