Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проявление гуманизма на войне (по тексту Бориса Васильева) (ЕГЭ по русскому)

Душа человека в полной мере раскрывается в самых сложных и противоречивых ситуациях. Казалось бы, война не предполагает проявлений человечности, сострадания. Однако именно на грани жизни и смерти происходит высокие душевные движения, выходит на первый план то главное, что составляет нравственный стержень личности. Есть ли в противостоянии народов, идей место великодушию, можно ли во враге увидеть человека? Так, Борис Васильев поднимает в тексте проблему гуманизма на войне.

Размышляя над данной проблемой, автор описывает ситуацию нравственного выбора, в которой оказался советский солдат. Плужников, наткнувшийся на двух немцев, одного сразу же убил, а второго повёл на допрос в подземелье, где и выяснилось, что фашист не только охраняет входы и выходы из крепости, но и рабочий, отец троих детей. Советскому солдату предстояло убить врага, и они оба знали, что им предстоит. Б.Л. Васильев подчеркивает: когда герои начали подниматься из подземелья, на спине немца, что «прикрывала троих детей», проступило от страха темное пятно пота.

Способность увидеть во враге человека характеризует гуманизм, высокую нравственность русского воина, позволяющие преодолеть ненависть и ожесточение войны.

Продолжая свою мысль, Б.Л.Васильев раскрывает душу солдата, отвечая на вопрос, почему тот пощадил врага. Действенный характер подлинного гуманизма раскрывается в поступке героя, не способного «выстрелить в человека». Автор говорит, что Плужников «не застрелил этого немца всё-таки для себя. Для своей совести, которая хотела остаться чистой». Так, писатель доказывает, что и в жестокое время можно оставаться человечным, жизнь является главной ценностью, мерилом и критерием всего.

Таким образом, автор строит повествование на основе связи дополнения: душевная зоркость, человеческая чуткость подкрепляется способностью на великодушный поступок, осознанием своей жизненной позиции. Это позволяет Васильеву убедить читателя в том, что даже в тяжелые военные времена, когда повсюду льется кровь и гибнут люди, необходимы сострадание и великодушие, а человеку следует руководствоваться собственной совестью.

Я разделяю позицию автора, несмотря ни на что, особенно в трудные времена люди должны сохранить в себе нравственный стержень, предполагающий способность к милосердию, осознание ценности жизни - своей и чужой, даже врага.

Так, в произведении В.Л. Кондратьева “Сашка” молодой русский боец берет в плен немецкого солдата, обещая пленному возвращение на родину. В штабе солдат докладывает о пленнике, но комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека и, рискуя собой, герой щадит немца, спасая ему жизнь, проявляя милосердие.

В заключение хочу сказать, что, несмотря на все ужасы войны, её бесчеловечность, противоестественность самой жизни, людям необходимо сохранить в себе гуманизм, помнить о совести. Доброе сердце, великодушие позволяют в любой ситуации сохранить человеческое достоинство, преодолеть страх и ненависть, неизбежные в военном противостоянии.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.