Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Маленький человек в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» (Островский А. Н.)


Маленький человек - тип литературного персонажа, который определяет человека невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом чаще всего добрый, никому не делающий зла, безобидный. То есть, такой герой способен вызвать жалость, сочувствие. Такой тип персонажа встречается и в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница". Но в данном случае речь будет идти даже больше не о маленьком человеке, а лишь о жалком его подобии.

Этим героем заслуженно можно считать Юлия Капитоныча Карандышева.


Как и свойственно этому типажу персонажей, он низкого социального положения, неприметен - он не может считаться равным среди гостей дома Огудаловых. И здесь он действительно маленький: его не видно и не слышно, и держится он в доме на всякий случай, чтобы в отсутствии уважаемых гостей хоть какой-то мужчина был в доме. И это неравноправие раздражает, злит, обижает его: "Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена".

Это уже другой, видоизмененный маленький человек. Если раннее в литературе маленький человек мирился со своей судьбой, принимал это как есть и не ждали от судьбы большего, то у Карандышева чувство собственного достоинства настолько обостренно, гордыня и желание сорвать с себя "шинель" затмевают его разум.

Foxford

Всё это делает героя ещё меньше, ничтожнее. Злость, обида, желание мести - это не свойственно маленькому человеку, безобидному, смирному. Даже несмотря на то, что, казалось бы, меньше маленького человека быть уже не может, но вот он - Карандышев.

Во-первых, о многом говорит его жажда самоутверждения, некоторой власти. То, что Лариса Дмитриевна выходит за него замуж, даёт ему повод для того, чтобы "повеличаться". Он же сам во время тоста подтверждает это, желая уколоть своих обидчиков: "Я имею право гордиться и горжусь. Она меня поняла, оценила и предпочла всем." И вдобавок к этому он также хочет доказать свою власть над своей невесткой, запрещая ей петь, когда об этом просят все гости: "Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю". Даже в самом имени Карандышева есть претензия на некоторое величие - Юлий, имя римского полководца Цезаря. Но простое отчество словно напоминает о происхождении и настоящей сущности Карандышева - Капитоныч.

Он глуп, пуст и имеет довольное примитивное, пошлое, грубое, несуразное понимание жизни, ведь он считает, что деньги и оружие и есть признак власти, силы. Об этом говорит и коллекция турецкого оружия, висящая на стене для некоторого устрашения и доказательства силы Карандышева. И в момент, когда он понимает, что опозорен и унижен, он обращается именно к оружию с желанием мести. Также, не имея средств на хороший алкоголь, он всё равно изворачивается, желая удивить гостей и доказать, что он при таком же материальном достатке, что и они, подменяет этикетки на бутылках: "На бутылке-то «бургонское», а в бутылке-то «киндер-бальзам"". Его претензия на величие, власть есть также не что иное, как желание чувствовать зависть со стороны других, что по своей сути ничтожно, мелко, мерзко.

Во-вторых, о многом также говорит его отношение к любви, к женщине. Лариса для него лишь способ самоутвердиться, вещь, которая даст ему повод "повеличаться". Он не отрицает даже в последней сцене, что Лариса - вещь: "Я беру вас, я ваш хозяин.". Из-за самолюбия, гордыни, глупости он совершенно не способен понять и полюбить кого-либо - и в этом же его ничтожность. И даже в момент, когда он может потерять свою невестку, он чувствует досаду и обиду не из-за того, что упустил любовь, а что упустил такой шанс выглядеть солидно, достойно, на уровне, из-за того, что он теряет над ней власть. Ради того, чтобы не быть униженным, втоптанным в грязь, таким образом брошенным, чтобы не дать возможность кому-то отнять полученную дорогую "вещь", он решается на смертный грех, убийство: "Так не доставайся ж ты никому!". Это не Самсон Вырин, души не чаящий в своей дочери, добрый и чувствительный человек. Это не Акакий Акакиевич, заикающийся и не обидевший ни мухи, незаметно проживший в своем углу и незаметно умерший. Это убийца, ничтожный, злой, завистливый, жадный.

Над таким маленьким человеком смеяться уже совсем не хочется не потому, что его жалко, а потому что очевидна его опасность. Именно опасность: своей озлобленностью, глупостью он способен надругаться над чувствами других людей, думая лишь о своих, способен навредить и испортить жизнь тому, кто не смог "оценить" в нем тех качеств, которых в нем, собственно, и нет. Он, не желая признавать своей ничтожности, уверен в том, что способен вершить судьбы других. Маленький человек? Уже берет сомнение, а человек ли это..

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 16:16:12
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение