Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

по высказыванию У. Уайта: «Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете её сами» (ЕГЭ обществознание)


Американский писатель 2 пол. 19 в. – 1 пол. 20 в. У. Уайт пишет о том, что свобода всегда относительна. Автор поднимает проблему взаимосвязи понятий «свобода» и «необходимость». На мой взгляд, данная проблема достаточно актуальна, поскольку все мы живем в социуме, и наша свобода постоянно ограничена чьим-либо воздействием. Высказывание Уайта я постараюсь рассмотреть с точки зрения философии.

Нужно понимать, что абсолютной свободы внутри общества не бывает, поскольку каждый человек должен ограничивать свои действия и намерения, чтобы не ущемлять свободу других; в противном случае термины «свобода» и «анархия» станут синонимами.

Наиболее точно эту концепцию сформулировал Михаил Бакунин: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Этой же точки зрения придерживался знаменитый политический деятель 20 века В.И. Ленин, говоривший о том, что «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Таким образом, можно сказать, что свобода всегда ограничена внешней необходимостью (судьбой, неизбежными обстоятельствами, законами природы, общества и государства). Данное утверждение отразилось и в словах немецкого философа Г.Ф. Гегеля: «Свобода есть осознанная необходимость», то есть автор высказывания считает, что общество своими нормами и ограничениями создает определенный диапазон свободы, исходя из которого человек, опираясь на внутренние предпочтения либо на внешние обстоятельства, делает выбор.

Свобода заключается в возможности выбора среди имеющихся альтернатив с учетом анализа информации, а необходимость выражается в форме объективных законов, пренебрегать которыми мы не можем. Нужно оговориться о существовании двух противоположных точек зрения на необходимость – волюнтаризме и фатализме. Волюнтаризм является мировоззренческой концепцией, согласно которой воля считается первоосновой всего сущего. Знаменитыми примером волюнтариста является советский государственный деятель, первый секретарь ЦК КПСС (1953 – 1964) Н.С. Хрущев. Он единолично принимал важнейшие государственные решения, не советуясь с ЦК КПСС и Политбюро ЦК. Зачастую его решения принимались под влиянием эмоций, что иногда приводило к негативным последствиям (например, «кукурузная эпопея»). В 1964 году Н.С. Хрущев был смещен с должности за волюнтаризм и субъективизм. Сторонники фатализма, напротив, утверждают о том, что все процессы в мире предопределены и у человека нет возможности выбора. Так, например, фаталистом был один из второстепенных героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Вулич, считавший, что все в жизни решено за нас кем-то свыше, и мы не можем ничего изменить.

Таким образом, можно сказать, что не существует абсолютной ни от чего не зависящей свободы. Понятия «свобода» и «необходимость» неразрывно связаны между собой. Настоящая свобода заключается в возможности выбора среди альтернатив с учетом сознательно примененных объективных законов.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение