Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Эволюция романтического героя от поэм Лермонтова к Старухе Изергиль Горького (Школьные сочинения)


Эволюция романтического героя показывает постепенные изменения в его образе и характере, чем объединяет произведения М. Ю. Лермонтова и М. Горького. Поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Демон”, “Мцыри” не уступают рассказу “Старуха Изергиль” по количеству романтических черт.  Различием и сходством между ними служат раскрытие переживаний героев, переосмысление их ценностей и обогащение фабулы сюжета неромантическими приёмами.

В “Песне…” Лермонтова через фольклорные мотивы передаётся форма отношений XVI века – конфликт представителей разных сословий, который регулируется правителем. Два главных героя, купец Калашников и опричник Кирибеевич, конфронтируют друг с другом как защитник чести и посягатель на неё. Калашников, кланяясь “белому Кремлю да святым церквам” и “всему народу русскому”, находится на стороне толпы, тогда как Кирибеевич, уверенный в своей силе, бросает ей вызов.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Опричник, не дожидаясь готовности противника, первым начинает бой, наносит удар по святым мощам, чем противопоставляет себя духовной вере и праведности. Однако героев можно объединить тем, что они сознательно идут на смерть в поединке, не противятся царскому повелению. Новаторство автора заключается в появлении третьей стороны: царь Иван IV, не зная о причине конфликта, судит Калашникова по своей воле, чем завершает противостояние героев и не оставляет победителя.

Похожая ситуация возникает в рассказе Горького “Старуха Изергиль”. Человек, который наступает на горящее сердце Данко, потому что “боится чего-то”, стирает следы человеческой жизни, положенной в борьбе за счастливое будущее людей. Он является частью толпы, но выделяется своей недоверием к нечеловеческому по силе подвигу, победившему человеческий страх и жестокость. Жертва людям остаётся неоотблагодарённой, забытой, одинокой в своём проявлении. Нововведение Горького заключается в том, что Данко ведёт агрессивную толпу, помогает пройти через враждебную природную стихию, лес и болота, и борется за благо людей, не боится смерти. Он противостоит ей своей любовью и жалостью, поэтому сам попадает в положение отверженного.

Тема борьбы звучит в поэме “Мцыри”, где главный герой предпринимает попытку к бегству из монастыря. Его тяготит одиночество – нетипичная черта для романтического героя, он мечтает о воссоединении со своим народом, поэтому в грозу покидает монахов и скрывается. Противоречивость мцыри заключается в том, что он стремится к людям и “сам, как зверь, ... чужд людей”, близок к природе и в то же время испуган бесконечным “зубчатым лесом”. Герой, проводя много времени в заточении кельи, дичится людей, поэтому избегает молодой грузинки, не поддаётся полностью её очарованию. Однако он попадает под влияние “сребристого голоска” рыбки, теряет сознание под её нежные уверения в любви. Он одновременно и слаб, и силен: легко пленяется её речами, но одерживает победу над “могучим  барсом”. Его жажда крови подсказывает ему о его силе и рождает уверенность в успехе битвы. Герой борется сам против себя и не выдерживает свободы, поэтому причиной его смерти становится невозможность победить собственные противоречия.

Следует отметить, что образ мцыри полностью противоположен образу старухи Изергиль. Она, повествуя о своём прошлом, предстаёт перед читателем как сильная, контрастная личность, которая способна отстоять свои интересы, не сдаваться перед препятствиями. Её рассказы как элементы фольклора созвучны с отражением в “Песне…” историческим прошлым, что является одним из признаков романтизма. Историей поиска её идеала выступает рассказ о её любовниках. Прежде всего она ценит в людях прямоту и храбрость, ненавидит ложь и трусость; для неё очень большое значение имеет красота, так как под внешним обликом она видит внутренний мир человека, подразумевая в красоте смелость и самоотверженность. Покрытое “крест-накрест саблями турок” лицо внушает ей уважение, однако самым важным смыслом её жизни остаётся любовь. В своей молодости она дарит её тем людям, которые способны совершать подвиги – отважным, бесстрашным и гордым, в старости она остаётся с молодыми и сильными, напоминающими ей себя, рассказывает им легенды и истории. Старуха Изергиль на протяжении своей жизни несознательно избегает одиночества, потому что ощущает себя частью целого. Именно благодаря силе её любви реализуется потенциал её лирического «я».

Любви оказывается недостаточно для преображения Демона. Вечное одиночество, прикованность к жизни на земле и невозможность освободиться от собственных воспоминаний угнетают главного героя. Так же, как и старуха Изергиль, идеал которой – молодость, смелость и красота – не может быть найден из-за непостоянства жизни, Демон не может обрести счастье с Тамарой, земным воплощением красоты и женственности. Его искреннее желание вернуться к “добру и небесам” не может осуществиться, тогда как Тамара, поддавшаяся его чарам, искупает свой грех страданием и любовью. Демон не осознает, что он есть причина своих страданий, только проклинает свои мечты, поэтому он обречён на одинокое скитание по земле.

Ларра, герой легенды старухи Изергиль, в отличии от Демона, понимает тяжесть одиночества. Герой не наделён силами зла, но родственен с орлами, значит и с природой. Это порождает сначала его гордость и презрение к другим, а затем бессильную ярость и такую тоску, которой “можно было бы отравить ею всех людей мира”. Он ищет смерти, но проклятие людского рода защищает его от вреда, оставляя его наедине с самим собой. Его свобода превращается в заточение, гордость – в крайний индивидуализм, а исключительность – в отвергнутость. Ларра, желая остаться “целым” и не платить за взятое, нарушает тем самым целостность своей личности и порывает связь с человечностью.

Эволюция романтического героя с 30-ых годов XIX века до 90-ых сохраняет принципы двоемирия, изображения контрастной экзотической природы, внимания к чувству человека и обращения к народным сюжетам. В поэмах Лермонтова романтические признаки не теряют своей силы, но только больше тяготеют к влиянию рока на судьбу героя, увеличивают его исключительность и обостряют противоречия между земным и неземным, мечтой и реальностью, добром и злом. В рассказе “Старуха Изергиль” Горького герои из легенд и рассказов образуют мировоззрение героини-рассказчицы, самой Изергиль, отражают её представления об идеале и антиидеале. В произведениях отсутсвует мотив бегства от общества и поиска уединения с положительным значением, что смягчает образ романтического героя и приближает к эстетике реализма.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id45717




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 17:32:11
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение