Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема героизма и приспособленчества (ЕГЭ по русскому)

Ответ на вопрос. Горение и гниение, герои и приспособленцы.

В нашей пёстрой и разнообразной жизни существуют два полюса. На одном полюсе – горение и мужество, смелость и стойкость, высокий порыв и благородство, любовь к людям и стремление им помочь, подвиг и самопожертвование. На другом полюсе – трусость, равнодушие, пошлость, предательство, тунеядство.

В русской литературе есть много противоположных образов, расположенных по принципу антитезы. Одни из них – герои, верные клятве, готовые погибнуть, но не изменить своему долгу, сохранить свою честь и достоинство. Другие – трусы и приспособленцы, дрожащие за свою жизнь и не способные на подвиг, на высокий порыв.

Таких героев – антиподов мы можем найти в повести А.

С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв верен своему офицерскому долгу, клятве, которую он дал императрице и готов идти на виселицу, оказываясь присягать самозванцу Пугачёву, провозгласившему себя императором Петром Третьим. Только чудо спасло Гринёва от виселицы. Пугачёв помиловал дворянина, узнав в нём того самого барина, который подарил ему на постоялом дворе заячий тулуп и поднёс стакан вина.

Совсем по-другому ведёт себя Алексей Швабрин, высланный из Петербурга в Белогорскую крепость за дуэль. Он нарушает клятву и переходит на сторону бунтовщиков. Во время казни капитана Миронова и его помощника мы видим Швабрина рядом с Пугачёвым в казацком кафтане и подстриженного в кружок. Как быстро этот изменник перевоплотился и переоделся!

А теперь обратимся к рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». В нём противопоставлены Жилин и Костылин – два офицера, служащие на Кавказе. Товарищи отправились в отпуск и во время пути, обогнав прикрытие, оказались перед горцами. Ружьё было только у Костылина, но он малодушно и предательски бросил своего товарища и ускакал с ружьём. Оба офицера попали в плен к татарам, но вели себя там по-разному. Костылин написал родным о выкупе и ничего не делал, считая дни до прихода выкупа. Жилин же разведал дорогу, подружился с местными жителями, особенно с девочкой Диной. Первый побег оказался неудачным из-за трусости, малодушия и слабости Костылина. Но Жилин не бросил своего товарища в беде и тащил его на себе. Второй побег Жилин совершил один, так как Костылин наотрез оказался бежать из-за своей трусости.

Ещё один пример найдём в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». В легенде о Данко главный герой – стойкий, смелый и мужественный юноша. Он хотел спасти своё племя, оттеснённое жестокими и сильными врагами в болотистый лес. Он повёл за собой соплеменников, но в какой-то момент люди утратили веру в Данко и обвинили его в своих бедах. Данко вырвал из груди сердце и повёл людей за собой. Соплеменники шли, заворожённые ярким сердцем Данко, горящим, как факел. Люди вышли на солнечную поляну, а Данко, радостным взглядом охватив солнечное пространство, упал, выронив сердце. Нашёлся какой-то трусливый и осторожный человек, который из страха наступил на горящее сердце Данко, и от пламенного сердца рассыпались голубые искры по всей степи. Данко – символ героя, пожертвовавшего собой ради людей.

Мы убедились в том, что во многих произведениях литературы герои противопоставлены. Для одних смысл жизни в служении людям, в верности своему долгу, для других главным является собственная жизнь, это трусливые приспособленцы, неспособные на подвиг самопожертвования.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.