Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ повести А. П. Платонова «Котлован» (ЕГЭ по литературе)

Анализ повести А. П. Платонова «Котлован»

1. Идейный смысл эпизодов, связанных с детьми.

Дети в идее бессмертия и в решении проблемы поисков смысла существования играют в повести А. П. Платонова «Котлован» главную роль, потому что они «время, созревающее в свежем теле». Строители роют огромный котлован, чтобы построить огромный дом, куда бы вошло всё население города, местный пролетариат, это дом символизирует будущее, а будущее принадлежит детям, поэтому в детях строители общепролетарского дома видят цель и смысл своего существования, своей напряжённой работы.

Вот Вощёв проходит мимо дома шоссейного надзирателя и слышит, как тот ссорится с женой, у которой на коленях сидит ребёнок.

Герою кажется, что эти взрослые люди «не чувствуют смысла жизни» и поэтому раздражены. Он решает «напрячь свою душу, не жалеть тела на работу ума, с тем чтобы вернуться к дому дорожного надзирателя и рассказать осмысленному ребёнку тайну жизни, всё время забываемую его родителями». Он призывает отца и мать «чтить своего ребёнка» и говорит им: «… когда вы умрёте. То он будет».

Символом новой жизни становится для строителей котлована маленькая девочка Настя. Только к этому ребёнку они сохранили ещё тёплые чувства. Для них эта спасённая от смерти девочка олицетворяет собой то светлое будущее, ради которого они тратят последние силы. Это ребёнок, ради которого стоит «жить впрок», ребёнок, который вдохновляет их на трудовые подвиги. Но Настя – продукт своего времени. Она не по-детски рассудительна и жестока. Этот «маленький человек, предназначенный состоять всемирным элементом», приказывает Сафронову, самому активному «котлованщику»: «Убей их пойди!», указывая на мужиков, потащивших связку гробов в деревню. «Сознательная» девочка убеждена: «Умирать должны одни буржуи. А бедные нет!»

Когда Вощёв видит строй детей-пионеров, идущих «с сознанием важности своего будущего» под «музыку молодого похода», он чувствует «стыд и энергию» - ему хочется в эту минуту «немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей…»

2. Какими средствами характеризует автор героев повести?

Одно из средств характеристики героев – это «говорящее имя». Например, фамилия Вощёв имеет несколько смыслов, наполняя этот образ всё более новым и глубоким содержанием. Во-первых, можно истолковать фамилию от слова вообще, вернее от его транскрипции [ваще ], что характеризует его как строителя общепролетарского дома, который мечтает устроить всеобщее счастье. Во-вторых, напрашивается поговорка «попал как кур во щи», то есть оказался в переделке, под воздействием обстоятельств. В-третьих, можно истолковать происхождение фамилии от слова «воск» (вощёный). Воск – мягкий, податливый материал, поддающийся деформации; природный, хозяйственный материал. Вспомним, что Вощёв собирает в мешок листья, природный материал, всё, что попадается на пути. Но главное здесь, что под воздействием обстоятельств произошла деформация личности героя. В- четвёртых, можно найти смысл, вспомнив слово «вотще», то сеть напрасно, здесь звучит идея разочарования от безрезультативности, бесплодности поиска всеобщего счастья. Логика духовного пути Вощёва заключается в том, что от надежды обрести «всемирную истину» он после смерти Насти осознаёт тщетность общих усилий в достижении идеала и личного существования. Сюда же можно отнести другие средства характеристики героев: речевая характеристика, авторская характеристика, мнение других героев, поступки героев, их прошлое, а также особый язык, которым написана повесть.

3. Как представлена в повести историческая и социальная реальность (конец 20-ых – начало 30- ых годов).

Повесть «Котлован» создавалась «по следам горячих событий». Она открывает перед нами одну из самых драматических страниц в истории нашей страны – период индустриализации и коллективизации. В ней остро поставлена проблема приобщения к новой жизни. С этим сложным вопросом связана и трагическая для двадцатого века проблема личности в эпоху разрушения старого и строительства нового мира. Коммунисты ставят грандиозные задачи по созданию идеального общества. Ради светлого будущего оправдываются любые жертвы, жестокость и насилие. Человеческая жизнь обесценивается, а значит, предаются забвению гуманистические идеалы. Повесть «Котлован» - антиутопия, своеобразное предупреждение тем, кто, руководствуясь теорией, забыл о живой душе человека. Прочитав повесть «Котлован», мы не находим прямых авторских комментариев к изображаемым им событиям, с помощью ярких художественных средств писатель даёт понять своим читателям, что он не приемлет жестоких методов в достижении целей, стремится восстановить разрушенный идеал добра.

4. Тема труда в повести «Котлован».

Строители заняты тяжёлым физическим трудом. Рабочие копают огромный котлован под «дом будущего», словно реализуя метафору «докопаться до истины». Они убеждают Вощёва в том, что знают истину. «Ты же не работаешь, ты не переживаешь вещества существования, откуда же ты вспомнишь мысль», говорят землекопы «несознательному» герою. Они воспринимают труд как способ добыть общее счастье, поэтому полны энтузиазма, не жалея последних сил.

5. Что объединяет строителей котлована?

Строителей котлована объединяет общая идея строительства новой жизни, ради этого они готовы жертвовать собой, тратить последние физические силы, они мечтают о светлом будущем.

Например, «наиболее активный среди мастеровых, товарищ Сафронов», переполнен энтузиазмом, ни над чем не задумывается, а имеет лишь «ликующее предчувствие» будущих свершений. «Пролетариат живёт для энтузиазма труда… у каждого члена союза от этого лозунга должно тело гореть», - поучает он Вощёва. Относясь «с почтением к участи Вощёва», Сафронов всё же взволнованно думает: «Не есть ли истина лишь классовый враг?» Строителей объединяет голый энтузиазм, слепая вера в правоту своих идей, нежелание задуматься над смыслом жизни, всё им кажется простым и понятным.

6. Как связаны котлован и колхоз?

Котлован и колхоз связаны идеей строительства новой жизни, идеей переделки мира, только котлован роют для города, а в деревне проводят всеобщую коллективизацию и «ликвидируют кулака как класс». В конце повести колхоз приходит на строительство котлована.

7. Как связаны судьбы инженера Прушевского и Чиклина, что это даёт для понимания идеи произведения?

Чиклин – старший в артели землекопов. Он наделён многозначительным портретом: «Чиклин имел маленькую каменистую голову, густо обросшую волосами, потому что всю жизнь либо бил балдой, либо рыл лопатой, а думать не успевал…» Инженера Прушевского можно считать двойником Вощёва. Неутомимый искатель истины, инженер создал проект «общего дома», он испытывает тоску одиночества и тщетности. Пара Чиклин – Прушевский играет в повести основополагающую роль. Чиклин – рабочий, пролетариат, Прушевский – интеллигент. Но различает их только социальное происхождение. Они противопоставлены как воплощения двух начал: действия и знания. Объединяет этих героев память о любви к одной и той же женщине, дочери хозяина кафельного завода. Сохранение памяти о прошлом сближает двух противоположных по существу персонажей. Полностью отказываясь от прошлого, стремясь создать новую жизнь «с чистого листа», на расчищенном месте, строители идут к поражению и разочарованию, к напрасности и бесплодности своих усилий.

8. Место Вощёва в системе персонажей повести; проблемы, которые автор ставит в связи с его судьбой.

Вощёв занимает центральное место в системе персонажей. Он является связующим звеном двух сюжетных линий повести: одна из них связана с работой на котловане, другая связана с темой коллективизации. В начале повести появляется традиционный для русской литературы образ искателя счастья и правды. Мы узнаём, что рабочий небольшого механического завода Вощёв уволен, потому что задумался над «планом общей жизни». Герой тоскует из-за того, что не может понять, в чём заключается смысл жизни. В эпоху индустриализации, когда от рабочих требовался лишь рост производительности и увеличение темпов труда, вопросы об истине кажутся бесполезными и ненужными. «Сознательные» люди убеждены, что «счастье произойдёт от материализма», а не «от душевного смысла».

Дорога приводит Вощёва к строителям общепролетарского дома, «куда войдёт местный класс пролетариата».

9. Символика характера и судьбы Жачева.

Жачев – это инвалид первой мировой войны, безногий калека, который передвигается на тележке. Агрессивность и жестокость Жачева основана на «классовой ненависти». Каждое утро они приезжает к бюрократу Пашкину, чтобы получить от него свою «долю жизни». Но эти дорогие продукты он не употребляет. Сливочным маслом смазывает колёса своей тележки. Он специально расходует продукты, чтобы те не попадали «в буржуйское тело». Жачев питается вместе с рабочими котлована их простой пищей. Жачев убеждён, что новое общество нужно создавать только для детей, а всех взрослых нужно после окончания строительства убить, оставив «пролетарское младенчество». После смерти Насти он утратил веру в коммунизм, заявив, что поедет и убьёт Пашкина, чтобы на котлован больше не вернуться.

10. Как вы понимаете присутствие медведя в «деревенской» части повести?

В эпизодах, связанных с темой коллективизации, наиболее ярким и символическим является образ медведя- молотобойца. В нём совершенно по-новому преломляются те черты характера, которые были свойственны рабочим – землекопам. Медведь – фанатик своей работы, он трудится не ради результата, а ради самого процесса труда. Именно поэтому то, что он приготовляет в деревенской кузнице, не годится для коллективного хозяйства. Символично, что именно медведь является ключевой фигурой в «ликвидации кулака как класса». Не только потому, что он был наёмным работником, что с ним плохо обращались хозяева. Не только потому, что у него «классовое чутьё» на кулака, но и потому, что он не человек, а зверь, для которого характерна звериная жестокость.

11. Почему умерла Настя?

Настя была символом коммунистической идеи, дом строился для её жизни, а стал её могилой. Со смертью ребёнка утрачивается смысл работы на котловане. Вощёв «согласился бы снова ничего не знать и жить без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была целой…»

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.