Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Человек и тоталитарное государство на примере повести «Котлован» (ЕГЭ по литературе)


В повесть «Котлован» изображён переломный момент в истории России в начале ХХ века. Эпоху строительства нового социалистического общества, начало коллективизации, формирование тоталитарной системы – все эти события автор показывает с точки зрения общечеловеческих ценностей. Платонов затрагивает проблемы поиска смысла жизни, будущего общечеловеческого счастья, насилия, как пути к достижению счастья.

Главного героя произведения «в день тридцатилетия» увольняют с завода, так как он задумывается «среди общего темпа труда». В государстве ценится послушание, чёткое выполнение поставленных панов и задач, а задумчивость считается нежелательным состоянием.

Вощев – «правдоискатель», он ищет смысл жизни и попадает на стройку большого «общепролетарского дома».

Рабочие заявляют, что знают, в чём состоит смысл жизни, однако это не делает их жизнь счастливой. Их цель – рыть котлован под дом, труд землекопов лишён творческого начала, их жизнь бездуховна. Не случайно автор сравнивает спящих строителей с умершими, они превращены в рабочий материал.

Мотив смерти присутствует в описании деревни, в которой собираются построить колхоз: гниёт забитая скотина; среди зимы летают чёрные мухи; плач, страдание, горе, отчаяние женщин; гробы, которые жители заготовили себе впрок; мужик в одной из изб, притворяющийся мёртвым. Звучит мотив богооставленности: поп в церкви, который «остался без Бога, а мир без человека». Пространственно-временная организация подчиняется не задачи конкретно-исторического описания событий, а задачи философского их осмысления, поэтому не важен конкретная деревня, колхоз, а проступают черты мира, оставленного Богом.

Девочка Настя, единственная радость и надежда землекопов, символ счастливого, светлого будущего, умирает от недостатка душевной доброты к ней и «от непонимания мира». Люди равнодушны к героине во время её болезни. Автор подчёркивает пренебрежение жизнью одного человека ради будущего целого общества. Вместе с героиней умирает и вера в светлое будущее, ведь невозможно построить счастливый «общепролетарский дом» на рабском отношении к труду и унижении человеческого достоинства. Глядя на умирающего ребёнка, Вощев думает: «Зачем... теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?».

Символичным становится образ котлована, который, с одной стороны, рассматривается как место для фундамента, как основа для светлого будущего социализма, а с другой стороны, как дно, пропасть, куда прячутся люди, чтобы спастись от жизни, как могила для Насти.

Таким образом, тоталитарная система лишает человека индивидуальности, превращает людей в рабочий материал, навязывает общий путь к счастью, требуя при этом исполнительности и подчинения. Она равнодушна и безжалостна к отдельному человеку, к отдельной личности и их столкновение с системой лишает человека свободы и показывает обречённость этой системы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение