Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ рассказа В. П. Астафьева «Стирижонок Скрип» (*Общие критические статьи)

Анализ рассказа В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1. Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип» предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он написан в конце 60-ых – начале 70-ых годов двадцатого века, в советский период, и посвящён теме природы, жизни птиц.

2. К второстепенным персонажам относятся маленькие, только что вылупившиеся из яйца стрижата, братья и сёстры главного героя стрижонка Скрипа. Они необходимы автору для того, чтобы показать маленьким читателям, что нужно считаться с интересами других, нельзя думать только о себе и быть эгоистичными, как это делал вначале стрижонок Скрип.

Сюда же относятся и плохие мальчишки, которые сбили из рогатки папу стрижонка Скрипа. Но есть и хорошие мальчики, которые достали стрижонка из его неглубоко выкопанного гнезда, но всё же выпустили его, не причинив вреда птенцу. Эти два примера подчёркивают, что мальчишки бывают разные: одни жестоки по отношению к миру живой природы, другие понимают, что природу нужно беречь. К второстепенным героям относится разбойник сокол, быстрый, хитрый и коварный, он унёс маму стрижиху в когтях, навсегда осиротив маленьких стрижат. Вожак Белое брюшко, соседка- стрижиха и другие стрижи оказались «дружным народом» и не оставили в беде осиротевших стрижат, приносили им еду и капли воды. Автор показывает идеальные взаимоотношения в стрижиной семье, когда птицы следуют правилу «один за всех и все за одного», не бросают друг друга в беде.

3. Тип сюжета хроникальный, то есть события развиваются в хронологической последовательности, где в центре повествования жизнь стрижонка Скрипа раскрывается с момента его рождения до момента его взросления и отлёта осенью в тёплые края. Экспозиция рассказа от начала произведения до слова «однажды», с которого обычно начинают развиваться события. В экспозиции рассказывается о появлении на свет стрижонка Скрипа и его братьев и сестёр, о заботе и воспитании мамы-стрижихи своих детей. Она принесла в клюве первую капельку дождя и отдала её Скрипу. Но она же и наказала Скрипа, который хотел ещё получить каплю, не подумав о других стрижатах. Стрижонок понял, что мама у него серьёзная и строгая, её не разжалобишь писком. В экспозиции показана обычная жизнь скворцов, которая протекала в заботах о пропитании, в приобретении жизненного опыта, в познавании жизни. Завязка действия начинается со слова «однажды», когда мама-стрижиха вылетела на битву с врагом – разбойником соколом. Кульминация – это тот момент, когда вожак Белое брюшко вытолкнул Скрипа наружу. Скрипу было очень страшно, но он растопырил крылья и полетел впервые. Так Скрип научился летать и стал более самостоятельным. Развязка действия – это отлёт Скрипа и других стрижей в чужие края, их прощание с родным краем и с мальчишками - рыбаками до следующего лета.

4. В рассказе о птицах нет диалога, воспроизводятся звуки, которые издают эти птицы: «Скрип», «тиу!» Лишь в конце рассказа, показывая момент прощания, автор, очеловечивая птиц, воспроизводит воображаемый диалог:

- Скрип! Скрип! – тревожно и тоскливо кричали стрижи, прощаясь до следующего лета с родным краем.

- Скрип! До свидания! – крикнул и стрижонок Скрип и помчался за леса, за горы, за край земли.

- До свидания, Скрип! До свидания! Прилетай в свою норку! – кричали вслед Скрипу мальчишки-рыбаки.

Этот диалог раскрывает тревогу и волнение птиц, покидающих родину, и доброе отношение к птицам мальчиков.

5. В языке писателя преобладает общеупотребительная лексика, понятная и доступная для детского восприятия. Создавая образ мамы-стрижихи, автор использует эпитеты: для Скрипа мама «тёплая и мягкая», но и «серьёзная и строгая». Эпитеты-наречия передают чувства Скрипа и других стрижат: удивлённо (пискнул), «громче и дружней», «веселей» (запищали); «радостно» (ответила). «бесцеремонно» (откинут крылом).

В синтаксисе преобладают простые предложения, осложнённые однородными сказуемыми и деепричастными оборотами, так как в тексте преобладает повествование, описываются действия птиц. В конце рассказа автор использует вопросительные и восклицательные предложения (риторические), что усиливает эмоциональность финала: «Где ты, маленький Скрип? В каких краях и странах? Возвращайся скорее! Приноси нам на крыльях лето!»

6. Жанр произведения – рассказ о живой природе, о птицах.

7. Рассказ представляет собой большую воспитательную ценность, так как учит любить природу, бережно относиться к миру живой природы, к птицам. На примере жизни птиц автор учит заботиться об окружающих, не быть эгоистами, помогать тем, кто попал в беду, учиться жить в коллективе. Познавательная ценность рассказа заключается в том, что дети узнают из него о жизни птиц, о том, как трудно им добывать пропитание, какие опасности их подстерегают. С точки зрения особенностей восприятия произведения детьми рассказ представляет собой эстетическую ценность. Во-первых, автор опирается на образное мышление детей, поэтому «мыслит рисунками», то есть к любой части рассказа можно создать иллюстрации. Рассказ удерживает внимание детей, так как в нём происходит быстрая смена событий, он обладает кинематографичностью, один кадр сменяет другой.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.