Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ рассказа Платонова «Фро» (*Общие критические статьи)

В рассказе «Фро» (1936) перед нами молодая женщина Фрося, которая находится в ожидании личного счастья и радости. Обратим внимание, что в заголовок вынесено имя героини. Её зовут Ефросинья Евстафьева, но для названия автор использует усечённый, сокращённый вариант, в котором имя героини существует в интимных разговорах героев, жены Фроси и мужа Феди. В коротеньком слове «Фро», как химический состав океана в капле океанской воды, в свёрнутом виде присутствует концепция этого рассказа. Полный вариант имени Ефросинья в переводе с греческого означает «радость». На Руси это имя было достаточно распространённым, а в девятнадцатом веке стало восприниматься как монашеское. Кстати, автор даёт своей героине не только имя, но и фамилию и отчество, что бывает не всегда в контексте небольшого по объёму произведения.

Полное имя героини – Ефросинья Нефёдовна Евстафьева. Имя Нефёд – это простонародный вариант имени Мефодий, что в переводе с греческого означает «в порядке идущий», «целенаправленный», «методичный». Евстафий в переводе с греческого «уравновешенный», «крепкий». Мы не случайно так подробно остановились на имени героини Платонова, потому что яркой художественной особенностью прозы писателя являются «говорящие имена». Таким образом, уже по одной только семантике имени, ещё ничего не зная о героине, мы можем сказать, что она крепкая, взвешенная, методичная, знает свои истоки и цели.

Героиня преданно любит мужа-романтика, который «уехал далеко и надолго, почти безвозвратно» то ли настраивать новые машины, то ли бороться за общечеловеческое счастье, то ли искать лучшей доли. Евфросинья – Фро чувствует себя словно оторванной частью целого и от своих тяжёлых переживаний пытается отвлечься трудом. Муж Фёдор уезжает, она говорит ему, что умрёт, если он её разлюбит. «Они хотели быть счастливыми немедленно, теперь же, раньше, чем их будущий усердный труд даст результат для личного и всеобщего счастья». «Фрося хотела, чтобы у неё народились дети, она будет их воспитывать, они вырастут и доделают дело своего отца, дело коммунизма и науки». Таким образом писатель словно уравновешивает необходимость личного и всеобщего счастья.

Фрося появляется на первых страницах рассказа не вся, а частью: «Посторонитесь, гражданка! – сказал носильщик двум одиноким полным ногам». Автор использует здесь оксюморон, которых в прозе Платонова бывает много, это одна из особенностей его художественного стиля. «Две одинокие ноги» - две по логике не могут быть одинокими. Приведём ещё примеры оксюморонов: «носильщик со шваброй» (носильщик должен быть с вещами, а уборщик –со шваброй), «древесные листья», «мучилась ради радости». Соединение несоединимого в одно синтаксическое целое –стилистическая особенность, повторяющая смыслы имени-отчества – фамилии героини.

Центральной темой рассказа является неумение Фроси жить без мужа, неразрывность связи мужчины и женщины. Можно отметить сходство Фро с героиней рассказа Чехова «Душечка» - Оленькой Племянниковой, которая без мужчины чувствует полную пустоту. Платонов так характеризует свою героиню: «Она привыкла любить уехавшего, она хотела быть любимой им постоянно, непрерывно, чтобы внутри её тела, среди обыкновенной, скучной души, томилась и произрастала вторая, милая жизнь».

Проводив мужа, Фро отчаянно пытается заново обрести целостность: она отправляется в депо и помогает первым встречным выбирать шлак из ямы, знакомится с девушкой и внимательно выслушивает путаную историю новой подруги, идёт в клуб, где танцует со всеми, кто пригласит. Но ничто не становится близким её душе: не вытерпев муки пустотой, она даёт мужу лживую телеграмму и облегчённо готовится к встрече.

Соединение с мужем упоительно, наконец-то она чувствует себя целостной.

Таковы люди в изображении Платонова: мужчина, не представляющий себе жизни без единения со всеобщим, важным любимым делом; женщина, не представляющая себе жизни без единения с любимым мужем или ребёнком. Герои писателя – это отдельные граждане, составляющие из себя человечество, жаждущее единения в «коммунизме, что ль, или ещё чем-нибудь».

В финале рассказа к Фросе приходит соседский мальчик, с которым она подружилась. Пространство Фро наполняется воздухом, теперь ей легче дышать.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.