Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Крушение идеи Раскольникова (ЕГЭ по литературе)

Первые читатели романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» были поражены совпадением романа с действительностью. По воспоминаниям критика Н. Н. Страхова, в дни выхода «Русского вестника» с описанием преступления Раскольникова в газетах появилось известие о таком же преступлении, происшедшем в Москве. Какой-то студент убил и ограбил ростовщика из убеждения, что дозволены все средства, чтобы исправить неразумное положение дел. Этот факт свидетельствует о том, что Ф. М. Достоевский – величайший реалист. Он верно и точно отразил современную ему действительность, новые идеи, которые овладели умами многих молодых людей. Но реализм величайшего гуманиста девятнадцатого века гораздо глубже, чем создание верной картины современного ему мира.

Писатель отразил в своём романе духовную реальность. Он показал двойственную, противоречивую натуру человека, душа которого является ареной борьбы Бога с Дьяволом.

Каковы же особенности жанра романа? Во-первых, это психологический роман, в котором автор исследует шаг за шагом путь своего героя к преступлению, а затем его движение к покаянию. Писателя интересует «расколотая» душа героя, который одержим идеей восстановления справедливости и переустройства мира по новым законам. Во-вторых, роман идеологический, так как его герой – «идейный убийца», доказывающий своей теорией возможность преступления высокой идеей блага для всего человечества. В-третьих, это и полифонический роман, так как в нём звучат разные голоса, разные мнения, у каждого героя своя идея. В – четвёртых, в основу произведения положена христианская заповедь «не убий», отстаиваются христианские ценности, поэтому в нём сильно звучат христианские мотивы.

Рассмотрим этапы крушения идеи Раскольникова. Молодой человек создал свою теорию, верит, что он сказал «новое слово», теперь остаётся только совершить «новый шаг». Суть теории героя заключается в делении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные люди – это законопослушные граждане, не выходящие за рамки закона, они всего лишь материал для зарождения себе подобных. Необыкновенные люди могут себе позволить перейти черту нравственности, стать по ту сторону добра и зла и пролить чужую кровь, если исполнение цели, спасительной для человечества, того требует.

Убийство старухи процентщицы – первый шаг на том пути, который избрал себе Родион Романович Раскольников. Это всего лишь «проба», проверка его теории на деле. Перейдя черту, убив старуху, герой становится неизмеримо несчастнее, чем был до преступления. «… и дойдёшь до такой черты, что не перешагнёшь её – несчастна будешь, а перешагнёшь – может, ещё несчастнее будешь…» - говорит он своей сестре Дуне, имея в виду не только её решение выйти замуж за господина Лужина, но и в первую очередь самого себя, своё преступление.

Крушение теории Раскольникова начинается с его страданий, хотя сам молодой человек ещё долго верит в истинность своей теории и не сразу признаёт её ошибочность и ложность.

Сначала он испытывает муки страха, пытаясь спрятать «улики»: награбленные «заклады», бахрому от брюк со следами крови - и в отчаянии думает: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает?..» А когда Раскольникова вызывают в полицейский участок, он бросается на колени молиться и тут же смеётся над собой. О чём он может просить Бога, если отказался от него и нарушил заповедь «не убий»?

Страдания молодого человека граничат с безумием. Нравственные мучения его двойственны и противоречивы, как и сама натура героя. Лучшая часть души Раскольникова, вмещающая в себя добро и совесть, страдает от совершённого преступления: в нём говорит «кровь», которую он пролил. Он терзается оттого, что убийство разъединило его с близкими людьми, с матерью, сестрой, вообще со всем человечеством. Ещё в полицейском участке его охватило новое, ранее незнакомое ему ощущение: «мрачное ощущение мучительного бесконечного уединения и отчуждения».

Худшая часть души бывшего студента, злой и расчётливый разум, не сомневающийся в правильности теории, страдает от уязвлённой гордости. Теория его верна, просто он не «сверхчеловек», а «тварь дрожащая» и взялся не за своё дело. Он предчувствовал, что натура не выдержит, так и нечего было брать топор и «кровавиться». Ему мешает любовь близких людей. Он думает, что лучше было бы, если бы его никто не любил. И в то же время его терзает одиночество.

Способен ли человек, погружённый в бездну своего порока, измеривший всю глубину страдания и близкий к безумию воскреснуть? Величайший реализм Достоевского и состоит в том, что его герой, совершивший страшное преступление, нарушивший Божью заповедь «не убий», спасается, выбирается из мрачной бездны отчаяния и воскресает. Писатель верит в человека, в добро, изначально существующее в человеческой природе. Спасение – в евангельской любви. Носительницей христианской правды в романе является Соня Мармеладова. Она тоже измерила всю глубину страданий, перешагнула черту и оказалась в бездне порока. Потому и идёт Раскольников к Соне, что интуитивно чувствует, что в ней его спасение.

Очень интересует его Соня. Он сближает её положение со своими жизненными обстоятельствами, не замечая разницы: он переступил черту ради себя, чтобы проверить свою чудовищную теорию, а она перешагнула черту ради других, испытывая «ненасытимое сострадание».

У Раскольникова происходит три встречи с Соней. В первую встречу он приходит к Соне на квартиру и пытается сделать её своей единомышленницей. Искушая Соню чувством правоты, молодой человек спрашивает: «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била, у отца-то?» Но Соня не держит зла на мачеху, считая более себя виноватой перед несчастной женщиной, когда отказала дать ей кружевные воротнички. Раскольников пытается искушать Соню и безверием: «Так ты очень богу-то молишься, Соня?.. А бог что тебе за это делает?» Но девушка остаётся тверда и непреклонна в своей вере. Уходя от девушки, молодой человек обещает в следующую встречу рассказать, кто убил Лизавету.

Раскольникова занимает вопрос: почему Соня «так слишком уж долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду?» Думая о будущем девушки, Родион Романович предполагает, что ей осталось «три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или…или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Молодой скептик предполагает, что последний выход всего вероятнее.

Оба героя воспринимают друг друга сумасшедшими, потому что находятся в разных системах ценностей. «Разве так можно сидеть над погибелью, прямо над смрадной ямой, в которую её уже втягивает, и махать руками, и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждёт? И наверное так. Разве всё это не признаки помешательства?» - думает Раскольников о Соне. Когда он зовёт девушку идти с ним, имея в виду одну жизненную дорогу, Соня в свою очередь думает: «Как полоумный!» Убеждая девушку идти по одной дороге, молодой человек объясняет необходимость этого так: «Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдёшь с ума, как и я».

Во время второй встречи происходит объяснение между героями. Раскольников признаётся в преступлении, но никак не может объяснить Соне его причины. Девушка жалеет юношу и обещает быть всегда рядом, не покинуть его. Она не может понять, как он «такой», имея в виду добрый и сострадательный, мог решиться на убийство. Раскольников объясняет, что не из-за голода и денег.

На мой взгляд важным является тот факт, что вещи и кошелёк Раскольников спрятал на чужом дворе, положив под камень, но так и не воспользовался ими. Это факт доказывает, что преступление совершено не ради денег. Юноша пытается раскрыть перед Соней свою идею о праве сильного на преступление, но видит в нём только несчастного заблудшего человека.

Сила кроткой и худенькой Сони в её вере в Бога. Она истово верит в то, что Бог не допустит больше страданий, чем она может вынести. Каждому даётся ноша по силе его. Да, она надеется на чудо воскресения, поэтому с таким волнением, как самое дорогое и сокровенное, читает о воскресении Лазаря в первую встречу с Раскольниковым.

Раскольников принимает правду Сони, хотя это происходит только на каторге, когда во время болезни он видит страшный и пророческий сон. Именно тогда его идея потерпела полный крах, и он признал её ложность. Сон показывает герою, в какой бездне может оказаться человечество, если каждый будет уверен в своей правоте, будет стремиться переделать мир в соответствии со своими представлениями о справедливости. Микроскопические трихины вселялись в тела людей. Эти духи, одарённые умом и волей, делали людей бесноватыми и сумасшедшими. Всякий думал, что в нём одном заключается истина. Был утрачен критерий различения добра и зла, люди стали убивать друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Картина разрушений, увиденная героем во сне, поистине похожа на Апокалипсис.

Героев «воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Идея Родиона Раскольникова о праве сильного на разрешение крови по совести потерпела крушение, потому что она бесчеловечна, жестока, даёт теоретическое обоснование разрешению на преступление. В этом её слабая сторона. Правда на стороне Сони, которая доказывает, что человек «не вошь», что никто не имеет права решать, кому жить, а кому умирать.

Сила теории Раскольникова заключается в том, что он стремится сделать мир лучше и справедливее, ставит перед собой высокую и благородную цель достижения счастья для всего человечества, но избирает низкие средства для достижения этой цели, и в этом слабость теории героя. Сам

Ф. М. Достоевский утверждал, что если в основание будущего здания счастливого человечества положена хоть одна слезинка ребёнка, то он отказывается от такого счастья.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.