Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Теория Раскольникова и крах его идеи (ЕГЭ по литературе)

Теория Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в делении людей на два типа: обыкновенных и необыкновенных, или «тварей дрожащих» и «право имеющих», — такой философии придерживается герой. Социальные истоки его теории заключаются непосредственно в крайней нищете и безысходности: на героя давит бедность, он хочет обеспечить деньгами мать и сестру Дуню, которая идет на жертву ради него, собираясь выйти замуж за Лужина: «Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников в ходу и на первом плане стоит», — догадывается Раскольников.

Там не менее, данная теория не работает в реальной жизни. Её недодуманность заключается в том, что герой не может определить, к какой категории относить некоторых людей, например, семью, члены которой не являются плохими людьми, но при этом не имеют высоких целей. Кроме того, замыслы Раскольникова не соответствуют результатам, которые он ожидает получить.

Он хочет вытащить семью из нищеты, но не считает, что они захотят воспользоваться награбленными деньгами.

Кроме того, Раскольников не учел, что за преступлением всегда следует наказание. Совершив преступление, он испытывает мучения от содеянного, он приходит к осознанию ошибочности своей теории и раскаянию. Герой ощущает «разомкнутость и разъединенность с человечеством». Раскольников считает, что смерть его матери — его наказание, расплата за то, что он вмешался в «промысел божий».

Также в качестве наказания Раскольников чувствует всенародное осмеяние и осуждение: смех Настасьи в ответ на слова Родиона о его «работе» — «думанье»; осмеяние толпой на Сенной площади во время коленопреклонения; неприятие и осуждение теории Соней: «Это человек-то вошь!», «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?». Ненависть каторжан к Раскольникову как к «безбожнику» усиливает тяжесть юридического наказания – каторги.

Тем не менее, несмотря на совершенное Раскольниковым преступление, герой вызывает у читателя не только сочувствие, но даже сострадание. Это относится к оценке положительных героев романа, к их отношению к Родиону. Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, писала о Дуне: "...чтобы ты знал, как любит тебя Дуня и какое у нее бесценное сердце...". Разумихин же считает: "А впрочем, ты отличнейший человек! Отличнейший человек!..". Соня, в свою очередь, искренне любит Раскольникова: "...а она — она ведь и жила только одною его жизнью!".

Соня указывает Раскольникову путь к спасению и дарит возможность нравственного перерождения: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил и скажи всему миру вслух: «Я убий-ца!». В результате Раскольников понимает, что пошел по неправильному пути и испытывает муки совести. Его преследуют мысли о том, что он сам — «тварь дрожащая», «вошь», а не Наполеон. Он избавляется от своего главного греха — наполеонизма, то есть самовозвышения, идеи о том, что он способен спасти человечество ценой совершенного им преступления. Проблема наполеонизма актуальна и в наши дни: общество, построенное на делении людей на «нужных» и «ненужных», не может считаться нравственным.

Таким образом, теория Раскольникова — это теория сильной личности и крайнего индивидуализма. Она не проходит проверку жизнью, и крах этой теории заставляет героя страдать, ощущая наказание: как юридическое, так и психологическое.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.