Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Образ и характер Мцыри бунтаря романтического героя по поэме Мцыри (Лермонтов М. Ю.)


С раннего детства Лермонтов был влюблен в Кавказ. Кристальная чистота и вместе с тем опасная сила горных рек, необычайно яркая зелень, величественность гор и свободолюбивый, гордый нрав людей – все это сильно поразило воображение впечатлительного ребенка. Возможно, именно поэтому Лермонтова еще в юности особенно привлекал образ бунтаря, который даже на пороге смерти произносит гневную, протестующую речь перед старшим монахом (поэма «Исповедь», 1830 год, Испания).


А может быть, это было страшное предчувствие собственной смерти и какой-то подсознательный протест против религиозного запрета радоваться жизни и всему тому, что дается в ней самим Богом. «Мцыри» - одна из самых замечательных поэм Лермонтова о Кавказе (она была написана в 1839 году, поэту оставалось жить уже совсем недолго). В предсмертной исповеди главного героя поэмы, юного Мцыри, звучит острое желание познать обычное, земное человеческое счастье.

Перед поэмой «Мцыри» написана была поэма «Беглец». В ней автор раскрывает тему наказания за предательство и трусость. Краткий сюжет поэмы таков: изменив своему долгу и родине, Гарун сбежал с поля боя, не отомстив за гибель братьев и отца. Но от изменника отвернулись все – друг, возлюбленная и родная мать. Даже его труп некому отнести на кладбище. В поэме звучит призыв к героической борьбе за свободу отчизны, за счастье близких и родных людей.

В поэме «Мцыри» раскрывается идея протеста и мужества, которая была заложена еще в «Исповеди» и «Беглеце». Поэт почти совсем исключил в «Мцыри» любовный мотив, который в «Исповеди» играет значительную роль (чувство любви монаха-героя к монахине). Лишь в краткой встрече юного Мцыри с прекрасной грузинкой у горного ручья отражается мотив любви. Герой побеждает в себе непроизвольный порыв страсти и отказывается от любви ради своего идеала свободы. Идея патриотизма сочетается в произведении с темой свободы, такая особенность была характерна для творчества поэтов-декабристов. Любовь к отчизне и стремление к свободе у героя Лермонтова сливаются в одну «пламенную страсть».

Настоящей тюрьмой становится для героя монастырь. Ему кажутся душными маленькие кельи, стены – мрачными и глухими, стражи-монахи – жалкими трусами, а самого себя он чувствует узником и рабом. Его страстный порыв к свободе объясняется желанием юноши понять, в чем же заключается смысл человеческого существования. Короткое время, которое Мцыри провел на свободе, вне стен монастыря, стало для него самым счастливым периодом его жизни.

Патриотизм свободолюбивого Мцыри совсем не похож на сентиментальную любовь к родным пейзажам, к могилам предков, хотя и о них тоскует герой. Но именно потому, что чувство любви к отчизне у Мцыри по-настоящему искреннее, он хочет бороться за ее свободу. Воинственные мечты героя поэт воспевает с явной симпатией. Поэма не раскрывает полностью жизненные стремления героя, они ощутимы лишь в намеках. Мцыри вспоминает о своих знакомых и об отце только как о воинах, ему снятся сражения и победы, он уверен, что мог бы достигнуть больших успехов на этом поприще, если бы судьба предоставила ему такой шанс. Мцыри – воин по своей натуре, настоящий борец за свободу и вольную жизнь.

Суровая сдержанность присутствовала в его характере с детских лет. Он никогда не плакал, не стремился к жалости. Лишь во время побега юноша дает волю слезам, поскольку никто их не увидит. Годы трагического одиночества в монастыре закалили волю Мцыри еще сильнее. Он убегает из монастыря на свободу в грозовую ночь. То, что наводит страх на боязливые души монахов, вызывает в сердце Мцыри лишь чувство единения и братства со стихией природы.

Стойкость и мужество Мцыри наиболее явно раскрываются в битве с барсом. Смерть его не пугала вовсе, потому что ничего страшнее возврата в монастырский плен он для себя не видел. Трагический финал поэмы говорит о том, что приближающаяся смерть не ослабила мощный дух героя, его чувство патриотизма и стремление к свободе. Уговоры старого монаха не смогли заставить юношу раскаяться в своем поступке, он повторил бы свой побег снова, чтобы прожить три коротких, но счастливых дня на воле. Эти три дня для героя намного важнее, чем годы существования в монастыре. Не его вина в том, что он не смог достичь своей цели, не стал в ряды бойцов за свободу родной земли. Препятствия оказались непреодолимыми для юноши, который всю жизнь провел в заточении, как цветок в темнице.

И пусть физически Мцыри побежден, но духовно его не смогли сломать испытания судьбы, поэтому он остается исключительно положительным образом в нашей литературе. Его мужество, героизм и цельность характера явились укором боязливым и бездеятельным сердцам современников из дворянского общества. Пышный и яркий пейзаж Кавказа введен в поэму не случайно, он помогает раскрытию образа главного героя. Мцыри презирает свое окружение в монастыре, но зато, оказавшись на свободе, он чувствует необычайное единение с миром природы. Он видит и ценит ее красоту, понимает пение птиц, чувствует запах и тепло родной земли.

Поэма «Мцыри» продолжает традиции романтизма в литературе. Мцыри одинок, его сердце наполнено страстными порывами, он раскрывает свою душу в исповеди-рассказе – все это позволяет воспринимать его как героя романтической поэмы. Однако, в отличие от более ранних своих произведений («Исповедь, «Боярин Орша»), в поэме «Мцыри» Лермонтов стремится сделать образ главного героя более реалистичным и понятным. Строки, повествующие о несчастливом детстве Мцыри, позволяют читателю лучше разобраться в переживаниях и мотивах поступков героя. Зная о социальных условиях, в которых формировался характер юноши, проще понять его мысли и духовные порывы.

Множество выразительных метафор в поэме (исповедь главного героя) удивительным образом сочетаются с реалистической и поэтически сухой речью вступления. Поэма «Мцыри» романтическая по своей форме, но в ней четко прослеживаются реалистичные тенденции, которые получили развитие в дальнейшем творчестве Лермонтова (роман «Герой нашего времени»).

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 00:28:26
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение