Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Путь исканий Пьера Безухова по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)


«Господи! Научи меня жить!». Для автора романа «Война и мир», великого писателя и великого человека, эта молитва на протяжении всей жизни была путеводной звездой. Вся жизнь Льва Толстого – это один большой урок, поэтому совсем не удивительно, что для героев своих произведений он уготовил тяжелый, но познавательный путь.

Роман «Война и мир» изначально был задуман Толстым как эпическая история о декабристах. Но начав работу, писатель осознал, что для наиболее полного раскрытия характеров героев 20-х годов 19-века необходимо вернуться на несколько десятилетий назад, чтобы понять, что привело их в декабристское движение. Лев Толстой поставил перед собой целую плеяду вопросов: «Что стало причиной революционных наклонностей героя?», «Каким было его окружение?», «Какие ценности были основными в его жизни?», «Как они менялись со временем?».


Одним из центральных персонажей, на примере которого, писатель показывает эволюцию личности, становится Пьер Безухов.

С безобидным, добрым и, на первый взгляд, слабохарактерным героем мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер:

Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту.

В сцене, где впервые появляется Пьер акцент на его «огромной» фигуре сделан неспроста. Так писатель дает нам понять, что его герой – не такой как все, причем не только внешне. Действительно, ему тесно и душно среди пафосных речей с напыщенными людьми. Фальшивое общество с его фальшивыми правилами угнетает молодого человека. И это не остается незамеченным. Хозяйку вечера, Анну Павловну, пугает его «умный и наблюдательный взгляд».

Между тем Пьер еще не сформирован как личность. Он легко поддается влиянию других, а кумир для него – Наполеон Бонапарт. Пьер только вернулся из Франции, его мировоззрением правят идеи Французской революции. Он еще с трудом отделяет добро от зла, поэтому слепо следует за более опытными и сильными товарищами. Таким мечтательным, добрым и рассеянным философом мы видим Безухова в начале эпопеи.

Легко увлекаясь, Пьер, даже имея самые чистые намерения, попадает в различные передряги. Его доверчивость и вместе с тем импульсивность приводят к браку с надменной Элен, который оканчивается разрывом и дуэлью. Между тем Пьер – единственный, кто пусть даже после серьезной ошибки смог разгадать в образе холодной красавицы бессердечное чудовище: «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер, – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются».

Несмотря на то, что в образ Пьера Лев Толстой вложил «лучшие краски своей души», он не щадит своего героя, демонстрируя, к чему приводят поспешность и необдуманность решений. Так, познакомившись с видным масоном Баздеевым, Пьер начинает увлекаться этим учением и даже становится главой петербургских масонов. Восторженный новыми идеями, охваченный верой в братскую любовь между людьми, Пьер задумывается о переустройстве жизни крестьян. Но излишняя непрактичность приводит Безухова к неудаче и последующему разочарованию.

Однако череда всех потрясений открывает Пьеру секрет, в чем счастье. Он понимает, что смысл жизни человека - в счастье других людей. Главную роль в том, что открылось бывшему почитателю Наполеона, экс-масону и кутиле Безухову сыграла Отечественная война 1812 года. После разочарования в своём кумире Пьер едет на Бородинское сражение. Всеобщее единение, молитва перед иконой Смоленской Божьей матери производят на него неизгладимое впечатление. Весь смысл происходящего Лев Толстой вложил в уста Андрея Болконского в момент последней встречи графа Безухова с князем:

– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.

– Да, то есть как, – сказал Пьер, – как невоенный человек я не могу сказать, чтобы вполне, но все-таки понял общее расположение.

– Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было, – сказал князь Андрей.

– То есть как? – сказал Пьер с недоумением, через очки глядя на Андрея.

– Да никто ничего не понимает, как и должно быть, – сказал князь Андрей.

Князь Андрей раскрывает удивленному Пьеру, что исход любого сражения зависит не от распоряжений командования, а от простых солдат, которые борются за право своих детей жить на этой земле. Безухов понимает, что война – это не четко продуманная игра, не шахматная партия. Охваченный новыми думами о предстоящей битве он из пассивного наблюдателя превращается в активного участника баталии, хоть и было сказано, что ему «здесь не место». Молодой граф пытается быть полезным, однако и здесь он выглядит несуразно:

– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто-то...

Во время Бородинской битвы в душе Безухова происходит переворот. В уже опустевшей, полыхающей Москве он решается убить Наполеона. Это ему не удается, но он совершает куда более реальные поступки, свои первые подвиги: защищает женщину, спасает из огня ребенка. После – попадает в плен как «поджигатель».

Находясь в плену, Пьер ведет себя, как душа компании, его любят и уважают за светлый и веселый характер. Здесь он знакомится с простым солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым. Тот учит героя видеть жизнь так, как видит её русский народ. Открыв для себя философию крестьянской жизни, Пьер испытывает новое для себя чувство – не надуманную, а зародившуюся после тяжелых испытаний любовь к людям. Он осознает, что человек есть капля в людском море, а его жизнь имеет смысл и назначение лишь как часть и одновременно отражение этого целого.

Война заканчивается. Пьер возвращается домой. Он встречается с Наташей и делает ей предложение. В финале романа граф Безухов предстает счастливым отцом семейства и любящим мужем. Он более не балагур и мягкотелый толстяк, тратящий бесконечный часы на поиски истины. Нет, он не стал другим: он по-прежнему добр, по-прежнему стремится к духовной чистоте. Выпавшие на его долю испытания помогли оформиться ему как личности. Из каждого жизненного этапа (женитьба, война, плен) он вынес уроки, которые помогли ему найти своё жизненное предназначение: любить людей и взращивать в своем сердце доброту и честность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:17:23
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение