Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Образ Пугачёва и художественные средства в его раскрытии в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка ». (ЕГЭ по литературе)


Образ Пугачёва и художественные средства в его раскрытии в романе А. С. Пушкина "Капитанская дочка ".

А. С. Пушкин является не только величайшим русским поэтом, но и историком. В 1833 году он работает над «Историей Пугачёвского бунта» и после его публикации пишет роман «Капитанская дочка», погружая читателя в атмосферу крестьянского мятежа и вместе с тем напоминая о главных ценностях человеческой жизни – любви, чесли, долга и милосердия.


Предводитель восстания, Пугачёв играет огромную роль в жизни главного героя Петра Гринёва. Образ «разбойника» в произведении выглядит противоречиво. Для того, чтобы раскрыть характер героя, автор использует проём двойничества в произведении (Пугачёв и Екатерина Вторая). Также основную роль в описании личности Пугачёва играют его речь, поведение, поступки. Кроме того, важной частью раскрытия персонажа являются художественные детали: заячий тулуп, который рвётся на его теле, калмыцкая сказка и смысл, который находит в ней для себя Пугачёв, отсутствие навыка чтения, интерьер его избы и символичное появление во время бурана.

Образ Пугачёва, в первую очередь, показан через встречу с Гринёвым. Впервые Пётр знакомится с героем во время снежного бурана. Метель и вихрь олицетворяют мятеж, бунт и не случайно Пугачёв появляется именно в такую пору, ведь он организатор одного из самых масштабных крестьянских восстаний в России. По сюжету Савельич и Гринёв заблудились в вихре и просят помощи у таинственного незнакомца. Стоит обратить внимание на портрет героя : «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» (глава «Вожатый») . Обстриженные в кружок волосы – признак казака, а лёгкий армяк в лютый мороз говорит о том, что человек имеет крепкое здоровье и хорошую выносливость. В благодарность за помощь Гринёв дарит «вожатому» «почти новёшенький» заячий тулуп, который расходится по швам на теле героя. Данная деталь показывает пылкий нрав Пугачёва, его мощность и величественность духа.

Кроме того, рассуждая художественных средств в изображении образа Пугачёва, стоит отметить его прекрасное владение иносказательным языком и постоянные отсылки к народным пословицам, поговоркам и афоризмам. Связь и постоянное употребление Пугачёвым фольклора в речи говорит о том, что персонаж выходец из простого народа, что подтверждает его самозванство, так как бунтовщик выдаёт себя за Петра III. В главе «Вожатый» «самозванец» ведёт иносказательный, «воровской» разговор с хозяином постоялого двора о делах Яицкого войска: «Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?». Кроме того, герой увлекается народными песнями, что можно заметить в главе «Приступ» : «Ну, братцы, — сказал Пугачев, — затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков! Начинай!» Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню и все подхватили хором:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне доброму молодцу думу думати…

Помимо того, предводитель крестьян рассказывает Гринёву калмыцкую сказку, смысл которой оба героя трактуют по разному : «…Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!». Пугачёв на основе этого примера делает для себя следующий вывод : народ должен как орёл попытаться достигнуть свободы от крепостничества, пусть даже и кровавым тяжёлым путём, а не жить как ворон долго и «питаясь падалью» в вечном угнетении и подчинении, тогда как Пётр видит для себя совершенно иной смысл: по его мнению, добиваться свободы столь жестоким и безрассудным действием, путём пожертвования жизнями народа равносильно тому, что питаться падалью (Глава «Мятежная слобода»). С помощью этой сказки автор глубже раскрывает характер героя, его моральные принципы и отношение к восстанию в целом, а также его цели и средства в выполнении поставленной задачи.

Затем необходимо подчеркнуть противоречивость поведения Пугачёва, которая является важнейшим элементом в раскрытии его сущности в произведении. В главе «Приступ» герой захватывает Белогорскую крепость и казнит всех, кто не соглашается примкнуть и признать его государем. Однако Гринёв получает милость от «злодея». Дело в том, что Пугачёв узнаёт Петрушу и вспоминает его заячий тулуп, который молодой барин подарил ему в благодарность за помощь. Поступок «самозванца» нельзя расценивать однозначно: он проявляет милосердие, но в то же время не выполняет свой долг уничтожить врага. На военном совете образ лидера крестьян раскрывается с ещё одной стороны: со своими казаками он ведет себя, как равный, ему «не оказывали никакого особого предпочтения» (глава «Незванный гость»).

Значительное место в романе «Капитанская дочка» занимают детали, подтверждающие самозванство Пугачёва. Так, в главе «Разлука» обнаруживается, что предводитель восстания не умеет читать: «Молодой малый в капральском мундире проворно подбежал к Пугачеву. «Читай вслух», — сказал самозванец, отдавая ему бумагу». Также стоит заметить особенность избы Пугачёва : «Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, - все было как в обыкновенной избе…». Интерьер может сказать многое о характере человека. Таким образом, золотая бумага, наклеенная на стены пугачёвского «дворца» символизирует его самозванство.

В дополнение следует выделить приём двойничества, использованный автором для раскрытия образа героя. Двойниковым персонажем для Пугачёва является Екатерина II, которая в некоторой степени тоже является самозванкой, так как она прусская принцесса, ставшая русской императрицей в связи со смертью мужа Петра III. И Екатерина, и Пугачёв сыграют значительную роль в жизни героев произведения.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» с помощью различных художественных средств и деталей раскрывает не только отрицательные качества самозванца, но и подчеркивает смелость и смышленость Пугачева – качества, которые сам ценил в русском народе и считал уникальными.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:27:42
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение