—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

Ѕиографи€ Ќекрасова анализ стихи (Ќекрасов Ќ. ј.)

Ќазад || ƒалее

¬ 1840 году в ѕетербурге, в типографии ≈гора јлипанова, была напечатана книга Ђћечты и звуки. —тихотворени€ Ќ. Ќ.ї. јвтору ее Ц Ќиколаю јлексеевичу Ќекрасову Ц не было и дев€тнадцати лет.

Ћюбви св€той, высокой, благородной

 то не носил в груди своей огн€,

 то на порок презрительный, холодный

—менил любовь, св€тыней не хран€;

 то не горел в горниле вдохновений,

 то их искал в кругу мирских сует,

— кем не беседовал в часы ночные гений.

“от не поэт!

Ёта заключительна€ строфа вошедшего в Ђћечты и звукиї стихотворени€ Ђ“от не поэтї дает достаточно нагл€дное представление если не о художественной манере молодого сочинител€ в делом, то, во вс€ком случае, о его эстетическом идеале.

» идеал этот, надо признатьс€, не очень оригинален. ћисси€ ѕоэта высока и таинственна, путь его тернист и многотруден, вдохновение подобно буре, а толпа никогда не поймет вечной загадки гени€ Ц к тридцатым годам прошлого столети€ высокие каноны романтизма уже не могли никого удивить. »з прежде значимых слов выветрилс€ смысл, и они превратились просто в Ђсловаї. Ќазвание первого некрасовского сборника по-своему было весьма точным Ц в книге действительно были Ђмечтыї и Ђзвукиї, иллюзорные видени€, порожденные достаточно трафаретной фантазией, стихотворческие навыки, в которых порой чувствовалс€ сбой. (ћы не касаемс€ здесь сложного вопроса о том, как ранние стихи Ќекрасова отразились в его дальнейшем поэтическом творчестве. Ќаша характеристика носит заведомо суммарную оценку, при которой можно оставить в стороне отдельные удачи, несомненно присутствующие в Ђћечтах и звукахї.)

—борник был встречен критикой достаточно холодно. ќсобой убийственностью отличалс€ отзыв, помещенный в є 3 Ђќтечественных записокї за 1840 год. јвтором его был Ѕелинский, в ту пору с Ќекрасовым еще незнакомый. ¬ незаконченном романе Ђ∆изнь и похождени€ “ихона “ростниковаї Ќекрасов так писал о своей реакции на критику Ђќтечественных записокї: ЂЌо всех более огорчила и оскорбила мен€ критика журнала, в котором участвовали люди, недовольные насто€щим пор€дком вещей и стремившиес€ к идеалу какой-то другой, более истинной и плодотворной литературы. «десь без шуток, отечески увещательным тоном было высказано, что писать звучные стишки без идеи и содержани€ не значит еще быть поэтом; что люди с истинным призванием к поэзии смотр€т на свой талант как на дело св€тое и великое, как на досто€ние всего человечества и не расточают его на воспевание личных своих интересов и страданий, действительность которых к тому же подвержена еще большому сомнению <...>, что поэт насто€щей эпохи в то же врем€ должен быть человеком глубоко сочувствующим современности; что действительность должна быть почвою его поэзии и так далееї. »стори€ с Ђћечтами и звукамиї преподала Ќекрасову жестокий урок.  нигой стихов юный мечтатель желал прославитьс€, сделать себе им€ в словесности. ¬ышло иначе. Ћитературное фиаско органически вписывалось в ту цепь горьких поражений, что опутала поэта.

Ќекрасов прибыл в ѕетербург в июле 1838 года после п€тилетнего обучени€ в ярославской гимназии. ќтец будущего поэта хотел видеть сына в мундире ƒвор€нского полка - военно-учебного заведени€, воспитанники которого становились армейскими офицерами. —ам Ќекрасов мыслил свою судьбу иначе: он хотел учитьс€ в университете, но главные надежды возлагал на стихи, которые должны были принести ему славу. ќтказ от поступлени€ в ƒвор€нский полк привел Ќекрасова к ссоре с отцом, лишившим его материальной поддержки. Ќищета стала реальностью, какова же была эта реальность, читатели могут представить себе по Ђѕовести о бедном  лимеї и Ђѕетербургским угламї, произведени€м с отчетливой автобиографической тональностью.

—лава поэта была нужна Ќекрасову не из одного честолюби€, она была нужна ему насущно: стихами хотел молодой провинциал, лишенный св€зей и протекций, завоевать неприступный, холодный, чужой ѕетербург. Ђћечтыї рассе€лись, Ђзвукиї не были расслышаны. Ќекрасов не сдалс€.

ѕровинциал, пытающийс€ покорить столицу, зан€ть в ней свое место, Ц типичный сюжет в литературе 1830 Ц 1840-х годов, как западноевропейской, так и русской. »тоги подобного Ђединоборстваї хорошо известны: человек либо оказывалс€ раздавленным, либо с ним происходило Ђпревращениеї и он приспосабливалс€ к изначально враждебному, чужому миру, утрачивал вместе со смешной восторженностью юношеского романтизма душевную чистоту, благородство, перестава€ различать добро и зло, честность и подлость. Ётот процесс был обсто€тельно описан ». ј. √ончаровым в романе Ђќбыкновенна€ истори€ї (между прочим, младший јдуев тоже был поэтом). ќб этом же прежде писал Ѕальзак (вспомним Ёжена –астинь€ка в финале романа Ђќтец √ориої).

Ќекрасов не хотел той победы, что далась –астинь€ку или јлександру јдуеву. Ќо не хотел он превратитьс€ и в одну из бесчисленных жертв ѕетербурга, как то произошло, скажем, с гоголевским художником ѕискаревым, или, если взгл€нуть на творчество самого Ќекрасова, с Ђбедным  лимомї. ≈го борьба была борьбой не только за хлеб насущный, но и за собственное человеческое достоинство, обрести которое можно было, лишь став на Ђпочву действительностиї. “акой почвой стал дл€ поэта подчас изнурительный труд литератора-профессионала, бравшегос€ за самую ЂчЄрнуюї работу.

Ќекрасов мог писать длиннейшие стихотворные сказки (ЂЅаба ягаї, Ђ—казка о царевиче ясносветеї) дл€ коммерческих изданий купца ¬. ѕ. ѕол€кова, мог сочин€ть афишу Ђ абинет восковых фигурї, мог переводить с французского п€тиактную драму, Ђне зна€ буквально слова по-французскиї, как вспоминает ƒ. ¬. √ригорович, мог писать, писать и писать, не разгиба€ спи-ны. Ќе мог он другого: никогда Ќекрасов не сотрудничал с √речем и Ѕулгариным, не бо€лс€ он и резко задевать этих Ђлитературных промышленниковї. ќн сумел расслышать правду в словах Ѕелинского о своей первой книге, он стал своим человеком в кружке великого критика, а не его литературных врагов. ѕуть Ќекрасова к правде и поэзии был путем трудным, но честным, и путь этот стоит пристального внимани€.

ЂЁтот юноша, вышедший из праздной двор€нской среды, оказалс€ на диво неутомимым работником. ¬ 1840 и 1841 годах он написал столько стихотворений, рассказов, сказок, фельетонов, критических заметок, рецензий, комедий, водевилей и т. д., сколько другому не написать во всю жизньї, Ц отмечает крупнейший исследователь творчества Ќекрасова  . ». „уковский. –азумеетс€, не все в некрасовском наследии первой половины 40-х годов равноценно Ц наиболее важной частью его представл€етс€ некрасовска€ проза.

»сточники: