Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Образ и характер Грибовникова в Без вести пропавший пиита анализ Некрасов (Некрасов Н. А.)


Назад || Далее

Обращение автора сборника «Мечты и звуки» к прозе можно объяснять по-разному. Несомненно, определенную роль сыграло здесь первое поражение Некрасова-поэта. Но важнее другое: самое время требовало прозы, а не стихов, стихи непременно ассоциировались с романтической культурой, они противостояли тому пафосу «дела», что стал господствующим в русской литературе 1840-х годов.

Пушкин уже в начале 1830-х годов ощутил кризис той великой стихотворной культуры, высшим воплощением которой было его творчество.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Время требовало «прозы», и она вошла в позднюю поэзию Пушкина и тематически (бытовая сфера «Домика в Коломне») и стилистически («нагая» точность поздней лирики). Не случайно и то, что в тридцатые годы поэт все больше обращается к собственно прозе – от «Повестей Белкина» (1830) до «Капитанской дочки» (1836).

Поэзия в 30–40-х годах прошлого века уходит с авансцены литературного процесса. Характерно и обилие эпигонов, к неровности поэтов одаренных (например, В. Г. Бенедиктова), и невнимание читателей к творчеству великого поэта – Баратынского. Пожалуй, лишь Лермонтов смог преодолеть трудную для поэзии ситуацию. Проза теснила поэзию – Некрасов стал прозаиком, в этом проявился и вынужденный расчет, и чуткость к запросам времени, и, быть может, далекий прицел – не сослужит ли проза службу будущей поэзии?

Показательно, что героем одного из первых некрасовских прозаических сочинений стал поэт, как иронически гласит заглавие этого рассказа – «Без вести пропавший пиита». Иван Иванович Грибовников – поэт, пишущий во всех возможных родах и жанрах, является в Петербург, дабы покорить его своими творениями. Горькой иронией веет от этого сюжета, хорошо знакомого сочинителю. Автор смеется над нелепыми виршами Грибовникова. смеется и над самим нелепым честолюбцем. Но за этим смехом, достаточно безжалостным, мы не можем не расслышать чего-то более серьезного; в комической форме Некрасов исповедовался в собственных литературных грехах, смеясь над бездарным графоманом, он отчасти смеялся и над самим собой. Веселый рассказ навевает грустные размышления, особенно если приглядеться к фигуре рассказчика, того, к кому пришел со своими стихами и прочими сочинениями кандидат в великие поэты.

«Плотно завернувшись в шинель, дрожащий от холода, я лежал на ковре, разостланном посредине моей квартиры, и размышлял о средствах достать чернил. Мне нужно было непременно написать одну статейку, на которой основывались все надежды моего бедного желудка, в продолжение трех дней голодного». Вот она – реальность, жизни литераторской, ее-то и испугается Грибовников, от нее-то и бросится бежать, сопровождаемый хохотом читателей рассказа и строгой улыбкой автора. Но куда деться от нее другому герою – рассказчику? Если в Грибовникове Некрасов гротескно заострил свой облик в пору приезда в столицу, то в этом персонаже он вывел себя нынешнего. В отличие от Грибовникова рассказчик не может убежать от словесности, он будет разводить ваксу на чернила и писать статьи, за которые получит гроши. Для него литература – работа, замены ей нет, и от-говаривает Грибовникова от литературной деятельности не только потому, что жалеет незадачливого графомана. Он-то понимает, что литература требует не «призвания», о котором лепечет Грибовников, но реальной отдачи. Он-то знает, что неудачи ждут не только графоманов, но и людей одаренных; для него фарс, разыгрывающийся с Грибовниковым, стал трагедией... Впрочем, последнее слово выпадает из тональности Некрасова. Образ героя- рассказчика рисуется тоже не без иронии, словно проступают в нем время от времени черты его собеседника, словно хочет сказать автор, что всякий человек, посвятивший себя литературе» в конечном счете романтический безумец.

Счастливый финал рассказа, где авторская ирония становится нескрываемой, подтверждает ту же мысль. В конец затравленного кредиторами рассказчика выручает словно с неба свалившийся добрый дядюшка. Искусственность такой развязки нарочита и звучит как насмешка над мечтой о легком избавлении от житейских невзгод.

Источники:

  • Некрасов Н. А. Избранная проза/ Сост., послесл. и комм. А. С. Немзера; Ил. М. Ф. Петрова.— М.: Правда, 1985.—480 с., ил.

  • Аннотация: Проза Н. А. Некрасова (1821—-1877/1878) — яркое и характерное явление русской литературы XIX века. В повестях и рассказах, включенных в настоящий сборник, автор с присущим ему своеобразным юмором, занимательностью рисует широкую панораму российской действительности прошлого столетия. В предлагаемое издание включены такие произведения, как «Макар Осипович Случайный», «Капитан Кук», «Петербургские углы» и т. д.


    Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

    Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3044




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее
.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:20:05
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение