Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!




ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Трагизм судьбы Базарова (По роману «Отцы и дети») (Тургенев И. С.)

Все решения, которые человек принимает, он совершает ради какой-то будущей цели. Она может быть маленькой и невзрачной, может быть возвышенной, но так или иначе любому человеку для счастья нужна своя цель. Она определяет его место в мире. Герой романа «Отцы и дети» Тургенева, Евгений Базаров, на протяжении всего произведения пытается следовать своей цели, но ему трудно жить с ней. Была ли такая судьба неизбежна или ему просто не повезло? Почему автор решает убить своего героя? Давайте поразмышляем над этим.

В самом начале романа Базаров предстаёт перед нами, как уверенный в себе и своих убеждениях молодой человек.


На вопрос Павла Петровича, что же такое Базаров, Аркадий уверенно отвечает, что «Он нигилист <…> человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Базаров вполне соответствует такому описанию во всех отношениях.

Правильна ли такая позиция и смогла бы она стать массовой – спорный вопрос. Но Базаров, который не воспринимает чужое мнение, ведёт себя довольно нагло и смотрит на всех несогласных с лёгкой снисходительностью, явно не смог бы привлечь на свою сторону большое количество последователей. Он даже и не пытается поддерживать отношения с людьми, которые придерживаются другой точки зрения. И всё-таки он убеждённо в ответ на заявления Павла Петровича «…вас всего четыре человека с половиною…» говорит, что «от копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела». Он считает себя способным найти последователей, видя перед собой Аркадия, который боготворит приятеля. Но нельзя сказать, что Аркадий полностью во всём согласен с Базаровым. К тому же Аркадий не успел ещё стать полноценной личностью и сформировать свои принципы и цели, поэтому он легко поддаётся влиянию с самых разных сторон, и то, что сегодня он согласен с Базаровым не значит, что теперь он стал его последователем и соратником.

Таким образом, можно сказать, что шансы воплотить свою возвышенную цель в жизнь у Базарова невелики – он фактически одинок в своих убеждениях, но при этом хочет совершить невероятные реформы в мире, полном людей совершенно противоположного мнения. Он слишком самоуверен и не видит, насколько безумны его идеалы в контексте современного ему общества.

И вот однажды в жизни Базарова появляется Одинцова, которая пробуждает нежные чувства в душе нигилиста. Женщина по меркам Базарова была необычная. Анна Сергеевна была умна, могла поддержать разговор на темы, интересные Базарову, и была красива, хотя он говорил, что, по его мнению, «…свободно мыслят между женщинами только уроды…». Ни он сам, ни окружающие не узнают привычного Базарова – в присутствии Одинцовой он ведёт себя неестественно. А ведь на самом деле он всегда отрицал любую романтику и считал любовь к женщине ненужной чепухой. Он не уважал Павла Петровича Кирисанова, считая, что «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви <...> – не мужчина, не самец...», но в итоге сам полюбил и был отвергнут.

Нельзя сказать, что после этого Базаров совсем перестал быть собой. Он просто больше не был тем непоколебимым и уверенным в себе и своей цели человеком. Он теперь по-другому смотрел на нигилизм, ему пришлось заново принимать все свои принципы, после того, как он столкнулся с противоречием. Как только он потерял Одинцову, он сразу потерял и Аркадия, который всё дальше отходил от идей нигилизма. Всё это заставило Базарова уехать домой и посвятить себя науке, замкнувшись от окружающих.

В конце концов его жизнь обрывается из-за нелепой случайности, из-за которой он заражается тифом. Последним человеком, которого он видит перед смертью, становится Одинцова. Базаров последний раз признаётся ей в любви и приходит к выводу, что он – не нужный человек в жизни государства. «…какого человека Россия теряет... Это чепуха…» – говорит он, видимо, осознавая, наконец, что, будучи нигилистом, он был крайне уязвим в современном ему обществе. Его действия в любом случае ни к чему бы не привели. Он был готов лишь к разрушению, а не к созиданию. Он думал, что его ждут великие свершения, хотя на деле он собирался отнять то, что составляло культуру многих поколений и то, на чём стояло общество.

Мне кажется автор убивает Базарова, потому что сам не верит в те великие дела, к которым стремиться его герой. У такого человека есть два варианта – перерасти подобные убеждения и зажить спокойной жизнью или же разочароваться в собственных целях и принципах и стать апатичным и депрессивным. Разве такой участи достоин Базаров? В кого бы превратился герой, если бы пошёл дальше? Стал бы обыкновенным уездным лекарем, да и только? Возможно, если бы Одинцова больше бы подходила Базарову по темпераменту и характеру, он бы просто отдался чувству и забыл бы о своём нигилизме. Исчез бы тот гигант, которого ждали свершения, ради которого писался роман. Но, как сказал сам Базаров, «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет...».

Трагизм в судьбе Базарова в том, что он не смог найти себе место в жизни. Его убеждения идут в разрез с окружающей его действительностью, он одинок и вряд ли он бы смог найти себе людей, которых смог бы считать друзьями. Мне жаль его, потому что из его ситуации лишь один выход – отказаться от своих принципов. Но тогда это был бы не Базаров вовсе, а какой-то никому не известный герой никому не известного романа.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.
Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:00:50
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение