|
3.1 Какие образы-смыслы присутствуют в стихотворении и каков их смысл? 4. В чём вы видите сходство и различие лирических сюжетов стихотворений В. Т. Шаламова «Стланик» и К. Д. Бальмонта «Зима»? Новикова 2023 (ЕГЭ по литературе)3.1 В стихотворении В. Т. Шаламова (1949) «Стланик», посвящённом Л. Пинскому, центральным образом является стланик, имеющий сильную смысловую позицию, так как он заявлен в названии лирического произведения. В систему образом наряду со стлаником входят следующие ключевые художественные понятия: зима, костёр, пустыня. В образе стланика с помощью персонификации символически изображён человек, обладающий, как и это гибкое стелющееся северное растение, стойкостью, мужеством, силой воли, крепостью духа, любовью к жизни. Стланик — человек борется за выживание. Автор использует яркие и запоминающиеся олицетворения для создания образа стланика: «Он плачет, узнав об обмане…». Стланик, почувствовав близость зимы, превращается в камень, в «жизнь без движенья». Разожжённый костёр вводит стланик в заблуждение, он распрямляется, «обманутый огненной ложью». Но когда он узнаёт обман, тогда плачет. Преодолев отчаяние, стряхнув слёзы, стланик снова заползает под снег до весны. Он раньше всех предчувствует весну и выползает из-под снега, внушая надежду на тепло всем. Предчувствующий весну или зиму стланик изображается с помощью контрастных эпитетов и метафор «зелёный и свежий», «изумрудной» одеждой, «чёрные, грязные» руки, «зелёные крылья», олицетворений — активных глаголов «вцепился», «ищет», «тычется». Стланику противопоставлены символические образы, раскрывающие жестокую, суровую обстановку, в которой находится сильное растение. Создавая образ первого снега, поэт использует сравнение и эпитет «серебряной пылью». Образ зимы дополняется мотивом «замети снежной». Лёд характеризуется эпитетами «мертвящего, грозного», усиливается мотив опасности, угрозы для существования стланика, а также лёд изображается с помощью глаголов со значением блеска, чтобы усилить мотив приближения тепла и весны: «Сияет и лоснится лёд». «Изумрудная одежда» стланика, символизирующая жизнь, противопоставлена «белой пустыне», символизирующей смерть. Таким образом, создавая образ стланика, борющегося за жизнь в холодной пустыне зимы, автор символически представляет людей, которые не теряют надежды в тяжёлых и невыносимых обстоятельствах и верят в приход весны и тепла.
4. Сходство лирических сюжетов стихотворений В. Т. Шаламова «Стланик» и К. Д. Бальмонта «Зима» заключается в том, что движение лирического повествования связано с приходом зимы и возвращением весны. Оба поэта выражают надежду на скорую встречу весны. Различие сюжетов объясняется тем, что у Шаламова движение времён года передаётся с помощью центрального персонифицированного образа стланика, звучит мотив борьбы за существование, а Бальмонт связывает лирический сюжет с образами Зимы и Весны, используя в их наименовании заглавные буквы и придавая им символическое значение. В стихотворении В. Шаламова именно стланик предчувствует запах зимы, хотя снег ещё не выпал, и чуткое растение готовится замереть, застыть, чтобы пробудиться от сна с теплом и весной. Затем следует описание падающего снега с помощью сравнения «серебряной пылью». Следующий элемента лирического повествования — разведение костра, который вводит в заблуждение стланик и вызывает в нём горькое разочарование. Но сильный духом стланик преодолевает горечь отчаяния, хотя и падает «сражённый морозом». Время движется вперёд, и стелющееся растение раньше всех предчувствует весну, выпрямляясь и протягивая к нему свои «чёрные, грязные руки», укрепляя «людские надежды // На скорую встречу с весной». Лирический сюжет Бальмонта построен на антитезе, на движении образов Зимы и Весны. Как и в стихотворении Шаламова, описывается снег, для характеристики которого используются эпитеты и метафоры: «недвижной пеленой», «пушисто-белыми снегами». В систему «зимних» образов, кроме снега, входит лёд (замёрзший родник), метель. Образ льда, замёрзшего родника создаётся с помощью метафоры, эпитета, олицетворения: «Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену». Образ Зимы персонифицирован. Образ метели создаётся с помощью олицетворений: «Одна метель поёт, рыдая». Во второй части лирического сюжета создаётся образ Весны, которой непременно сопутствует Солнце (значимость этого образа усиливается графически- с помощью заглавной буквы). Надежду вселяет мысль: Но Солнце любит круг»: всё вернётся на круги своя, и после суровой зимы непременно вернётся весна. Персонифицированный образ Весны создаётся с помощью олицетворения: «Она пока пошла бродить в чужих краях…». Таким образом, сходство лирических сюжетов В. Шаламова и К. Бальмонта в том, что оба поэта показывают смену времён года, переходное состояние от зимы к весне, оба внушают надежду на то, что суровые времена пройдут, надо верить в приход Солнца, Весны и тепла, надеяться на лучшее. Но есть и разница в раскрытии темы зимы и весны. Шаламов в центр лирического сюжета ставит образ стланика, символизирующего человека, борющегося за выживание. Бальмонт с помощью антитезы раскрывает образы Зимы и Весны. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
