—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

–абство крепостное право в ѕутешествие из ѕетербурга в ћоскву (–адищев ј. Ќ.)

Ќазад

 огда двор€нин-путешественник отправл€лс€ в заграничный во€ж, он привозил занимательную повесть о чужих земл€х, чужих народах.

Ќо что за путешествие можно было совершить из ѕетербурга в ћоскву? „то можно было увидеть, на изъезженном тракте между двум€ столицами? „ему удивитьс€?.. –осси€ Ч не Ўвейцари€. –осси€ Ч это будни, привычное, примелькавшеес€.

«а околицу екатерининского ѕетербурга выехал ничем не отличавшийс€ от прочих проезжающих человек. „еловек, как все, огл€делс€, но внимание его не задержали ни пестрые краски цветущих лугов, ни березовые хороводы, ни звен€щий жаворонок.

ѕо рыхлой борозде шагал за сохой мужик.

 ресть€нин пахал в праздник по самой жаре.

ѕутешественник вылез из кибитки и подошел к нему. Ќа недоуменный вопрос барина мужик ответил: Ђ¬ неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину... ” господина на пашне сто рук дл€ одного рта, а у мен€ две дл€ семи тов... Ќе одни праздники, и ночь наша. Ќе ленись наш брат, то с голоду не умретї.

» путешественник пон€л вдруг, что вот этого живого, страдающего мужика нет еще в российской литературе.

Ѕыло от чего пережить потр€сение. ¬округ было рабство, рабами было большинство кресть€н Ч наиполезнейших членов общества, но –осси€ XVIII столети€ не удивл€лась этому: она узаконила рабство, она мыслила и чувствовала как рабын€. ƒух рабства и угнетени€ пронизывал все поры государственного организма, губил частную жизнь, отравл€л кровные отношени€ и, проникнув в сознание человека, отучал его пр€мо смотреть на окружающее, видеть зло и причины зла.

» чем дальше ехал путешественник, тем невыносимее становились картины унижени€ и закрепощени€ человека. ¬стречные знакомые и незнакомые люди рассказывали ему горестные пережитые истории, и он думал о преступности нынешних русских пор€дков. ѕеснь €мщика ве€ла неизбывной скорбью душевной. » даже сквозь сон на посто€лых дворах путешественник слышал рассказы о злоупотреблени€х властью.

–абство оттого и было повсюдно, что оно составл€ло суть, основу всей системы двор€нско-крепостнической монархии. Ќе случайно путешественник обмолвилс€: Ђ«имою ли € ехал или летом, дл€ вас, думаю, равно. ћожет быть, и зимою и летомї. Ќе пейзаж, не внешние приметы местечек, которые он проезжал, занимали его. ќттого он редко заносил их в дорожную тетрадь. ≈го интересовала –усь феодальна€, котора€ была одной и той же везде и в любую пору.

ѕутешественник хотел, чтобы, стр€хнув рабское наваждение Ђс очей природного чувствовани€ї, –осси€ увидела себ€ такой, как она есть Ч без екатерининских рум€н и сусального золота. Ќо еще более хотел путешественник, чтобы –осси€ научилась мыслить так, как мыслил он, еще более стремилс€ он внушить ей всей логикой рассуждений, что двор€нское самодержавие и крепостничество неразрывны, что только народна€ революци€ может до конца искоренить общественное зло.

–адищев Ч сын своего - века Ч был просветителем. Ђѕутешествие из ѕетербурга в ћосквуї Ч революционна€ просветительска€ публицистика.  нигой своей, мыслью своей писатель наде€лс€ объединить тех, Ђкто состраждет над бедстви€ми братииї. ЂЋюбитель человечества, возникший на пробуждение несчастныхї, он нес Ђтвердые размышлени€ї, Ђна истине основанные, власти противныеї, боролс€ против убаюкивающего Ђсладкопени€ї двор€нской литературы, ставил целью воспитание революционное, - просвещение политическое. ќт человека он требовал гражданского мужества: Ђесли бы закон, или государь, или бы кака€-либо на земли власть подвизала теб€ на неправду... пребудь... неколебим. Ќе бойс€ ни осме€ни€, ни мучени€, ни болезни, ни заточени€, ниже самой смертиї.

–осси€ XVIII столети€ не знала мыслител€, равного –адищеву по обширности и глубине ума. — последовательностью и разносторонностью ученого рассмотрел и подверг он уничтожающей критике в Ђѕутешествии из ѕетербурга в ћосквуї всю самодержавно-крепостническую общественную систему, несущую народу горе. ЂЁнциклопеди€ русской жизниї Ч это крылатое определение пр€мо приложимо к книге –адищева.

Ќачать с того, что читатель оказалс€ замешанным в шумную толпу персонажей разных сословий и рангов Ч от крепостного мужика до самого цар€. ѕусть –адищев дает не характеры, , а социальные характеристики, пусть человеческие взаимоотношени€ его интересуют почти исключительно со стороны их социальных про€влений Ч ситуации, в которых действуют его герои, их поступки, настроени€, суждени€ (не всегда по форме, но всегда по существу) правдивы, жизненны, пр€мо вз€ты из екатерининской действитель-ности.

—тарик стр€пчий мечтает восстановить Ђхвастовство древней породыї. Ђѕодле столицы, в, глазах великого государ€ї, когда тонут два дес€тка человек, сержант не смеет разбудить начальника. √ород Ч Ђжилище тигровї. ƒвор€нин незаконно ограблен судь€ми, от потр€сени€ его беременна€ жена умирает, ему же грозит новый суд... ћнимость декларируемых общественных ценностей рождает людей без идеалов и стремлений.  рашенье валдайские девки тащат проезжих в бани. “ам, где был некогда вольный Ќовгород, царствуют купцы-мошенники. „естный председатель уголовной палаты, Ђне в силах будучи делать добро, оставил место истинному хищному зверю...ї „еловека подстерегает ежечасно опасность стать рабом: так лучше смерть, чем рабство... ¬от какова она, екатерининска€ –осси€, распахнута€ нашему взору –адищевым.

ƒар писател€ схватывать типические стороны русской действительности был столь велик, что радищевские темы зазвучат позже у –ылеева, ѕушкина, Ћермонтова, √ерцена... ≈ще до √рибоедова произнесены исполненные отча€ни€ слова: Ђзаеду туда, куда люди не ход€т, где не знают, что есть человек, где им€ его неизвестної (Ђ„удової), Ђа € теперь еду, по пословице Ч куда глаза гл€д€тї (Ђ—пасска€ ѕолестьї). ≈ще до √огол€ увидит читатель галерею помещиков-монстров, услышит: Ђѕогл€дитесь в сие зеркало...ї (Ђ≈дрової). Ђѕутешествиеї стоит на пороге русского реализма.

–адищев сочетает беллетристику с публицистикой. ѕисатель- рационалист, он не столько изображает, сколько изобличает, требует, предлагает.  ажда€ жива€ сценка Ч отправной пункт дл€ высказывани€ по жгучим проблемам современности.

‘орма Ђпутешестви€ї давала большой простор дл€ пр€мых размышлений –адищева Ђпо поводуї (Ђ≈дрової, ЂЌовгородї, Ђ¬ышний ¬олочокї). Ќо, дабы не злоупотребл€ть монологами путешественника, писатель произносил речи от имени встреченных им единомышленников (председатель уголовной палаты  ресть€нин в главе Ђ«айцової, двор€нин в Ђ рестьцахї), цитировал €кобы случайно найденные или нарочно оставленные единомышленниками политические трактаты, дневники, писыка (Ђ’отиловї, Ђ¬ыдропускї, Ђ“оржокї, , Ђћедноеї, Ђ«айцової), пользовалс€ вставными новеллами (Ђ„удової, Ђ—пасска€ ѕолестьї), вкрапливал стихотворени€, ораторские речи (ода Ђ¬ольностьї в главе Ђ“верьї, Ђ—лово о Ћомоносовеї в главе Ђ„ерна€ √р€зьї), вплетал в повествование фантастические сны (Ђ—пасска€ ѕолестьї).

»рони€ –адищева становитс€ политическим оружием. ѕисатель приводит отрывки из некоей Ђлетописи новгородскойї: ЂЌовгородцы сочинили письмо дл€ защищени€ своих вольностей и утвердили оное п€тидес€тъю осьмию печатьми... ÷арь »ван письмо... у новгородцев отн€лї. Ёти по-щедрински саркастические строки обосновывают у –адищева революционную в своем существе мысль, что право народа должно быть подкреплено силой. √де у народа нет силы, там господствует самодержавный произвол.

Ђѕутешествиеї, всеобъемлющее по охвату фактов русской жизни, €вилось как бы кодексом критических антимонархических и антикрепостнических высказываний. — присущей ему аналитической глубиной –адищев осветил св€зь таких €влений, как падение нравственности народа и разврат верхов (Ђнижние заражаютс€ от верхних, а от них €зва разврата достигает и до деревеньї), как взаимна€ зависимость самодержави€ и церкви; он указал, что узники неволи, Ђвласть и острие в руках имеющиеї, могут быть Ђнаи€ростнейшими проповедникамиї ее, что цензура, останавлива€ шествие мысли, лишает печать ее функции оздоровител€ общества. — особенной силой и страстью звучит обличающий голос писател€ в главе Ђ—пасска€ ѕолестьї, где €зыком прозрачного иносказани€ нарисовано государство и двор ≈катерины II, где царь предстает в одеждах, намокших от крови и слез народных, Ђпервейшим в обществе убийцей, первейшим разбойником, первейшим предателемї, Ђханжою и пагубным комедиантомї. .

Ќаблюда€ вакханалию угнетени€ кресть€нства, вид€ моральную деградацию верхов, –адищев находил опору дл€ оптимистических прогнозов в народе. ћерилом ценности человека станов€тс€ в его произведении народные критерии. Ќе случайно в речи о вос-питании юношества, произносимой крестицким двор€нином, одним из единомышленников путешественника, выдвигаетс€ требование кормитьс€ делом рук своих, что €вл€етс€ важнейшей нормой кресть€нской морали (Ђ≈дрової), Ѕлагородство и красота нравственного и физического облика кресть€н, их непрерывный труд на благо общества писатель считает залогом будущего великого национального возрождени€. –астущее в народе чувство протеста заставл€ло его восклицать: Ђ—трашись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих кресть€н вижу твое осуждениеї.  ак далеко шел –адищев в своей ненависти к двор€нству, видно из следующего его высказывани€: Ђќ! если бы рабьг, т€жкими узами от€гченные, €р€с€ в отча€нии своем, разбили железом, ¬ольности их преп€тствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! что бы тем потер€ло государство? —коро бы из среды их исторгнулис€ великие мужи дл€ заступлени€ избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетени€ лишенны. Ќе мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую...ї ѕисатель. прозревал революцию: Ђ олокол удар€ет... опасность уже вращаетс€ над главами нашими. ”же врем€, вознесши косу, ждет часа удобности...ї ќгл€дыва€сь в прошлое –оссии и ≈вропы, сравнива€ новую историю –оссии, ‘ранции и рабовладельческой јмерики, –адищев видел то, чего не видели его современники, Ч оттого ода Ђ¬ольностьї, включенна€ в Ђѕутешествиеї, рисовала крушение тронов, возведение царей на плаху, установление республики.

¬раг самодержави€, своим Ђѕутешествиемї –адищев выступил и против реакционных течений общественной, мысли, которые не помогали воспитанию человека-Ђделател€ї, отвлекали от социальной борьбы, уводили Ђв пол€ бредоумствованийї (масонство). ќн доказывал, что человек не может быть счастлив, если несчастен мир, обличал трусость зр€чих, котора€ объективно упрочивала власть помещиков-крепостников. ѕисатель Ч воплощенна€ совесть –оссии Ч видел идеал человека в борце, живущем действительными интересами народа.

–адищев опережал свой век.  нига и им€ его озарили перспективу русского освободительного движени€ на целые дес€тилети€ вперед. ќн входит в нашу историю под именем первого русского революционера. » когда свершилась ќкт€брьска€ социалистиче-ска€ революци€, вЧѕетрограде над обломками ограды «имнего дворца, бывшей резиденции царей, рабоче-кресть€нска€ власть поставила свой первый пам€тник. ¬ невские дали смотрело высеченное из камн€ лицо пророка революции јлександра –адищева.

јл. √орелов

»сточники:

  • √орький ј. ћ ѕо –уси; ’оз€ин/ѕредисл. и прим. ≈. ј. “енишевой.Ч ћ., ѕравда, 1986. Ч 480 с., ил.
  • јннотаци€:–адищев ј. Ќ ѕутешествие из ѕетербурга в ћоскву / ¬ступ. стать€ и примеч. јл. √орелова; ќформ. худож. ». јстапова.Ч Ћ.: ’удож. лит., 1981.Ч 200 с. ( лассики и современники. –усска€ классическа€ литература)

    ј. Ќ. –адищев (1749Ч1802) Ч писатель-революционер. ≈го главна€ книга Ђѕутешествие из ѕетербурга в ћосквуї (1790) таилась первым произведением в русской литературе, которое имело огромное революционное значение. ¬се стороны общественной, экономической и политической жизни крепостнической –оссии подверг –адищев глубокому анализу и гневному обличению.

    ќбновлено:
    ќпубликовал(а):

    ¬нимание!
    ≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    “ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

    —пасибо за внимание.

    Ќазад
    .


    –≈√»—“–ј÷»я
      вход

    ¬ход через VK
    забыли пароль?

    ѕроверка сочинений
    «аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение