Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» (Радищев А. Н.)


В отечественной литературе существует много работ, посвященных изучению книги Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр сентиментального путешествия, представляет собой описание приключений главного героя, чередующееся с отображением волнующих его чувств.

Проблема соотношения двух авторов является одной из наиболее сложных.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Трудно ответить на вопрос является ли путешественник самостоятельным образом, не совпадающим с автором, или автор и путешественник — одно лицо. На этот счет в исследовательской литературе существуют противоположные точки зрения. Г. А. Гуковский не разделял Радищева и путешественника, считая книгу автобиографической, монологической, отражающей мировоззрения и чувства писателя. Так же Светлов и Старцев склонны не отделять одного от другого. Действительно, они имеют много общего. Но нельзя полностью уподоблять рассказчика автору, так как между ними есть и существенные различия.

Путешественник — человек «со своей биографией», это некий дворянин, молодой человек, не знающий жизни и разделяющий заблуждения своего сословия, во время путешествия он, видя многие «беззакония», меняет свои либеральные взгляды и «порывает со своим классом», становится на сторону крестьянской революции. Переживаемое нарратором можно охарактеризовать как рефлексию, то есть размышление человека, направленное на анализ самого себя: собственных поступков, состояний и прошедших событий. Именно самоанализ и способность видеть себя со стороны — это главное, что сразу бросается в глаза при прочтении произведения. Каждый эпизод, каждое событие и впечатление, даёт представление о том, как постепенно меняется путешественник от одной главы к другой. С первой главы в центре внимания автора герой, который наблюдает, слушает, участвует сам в событиях своего путешествия. Читатель вместе с путешественником погружается в мир служебной недобросовестности, чиновничьего произвола и бессердечия. В книге мы видим описание жизни различных слоев общества. Но особое внимание уделено крестьянству и его страданиям. Г. П. Макогоненко, рассматривал композицию в свете своей диалогической концепции, выделял главы, в которых происходит последовательное «перерождение» путешественника. Крестицкий дворянин, автор «Проекта в будущем», литератор из «Торжка» участвовали в диалоге с путешественником, который знакомился с идеями, содержащимися в этих главах, размышлял над всем увиденным и пришел к радикальным выводам о неизбежности крестьянской революции. Сама действительность заставляет его менять свои прежние убеждения. И таким образом, он преодолевает препятствия не в пространстве, а внутри себя.

Композиционно «Путешествие…» организовано как ряд глав, названных по названиям почтовых станций на пути из Петербурга в Москву. При этом поражает практически полное отсутствие какой бы то ни было конкретно-географической привязки происходящих событий. К числу черт, связывающих «Путешествие…» с романом сентиментализма относится прием соединения частей произведения в одно целое: найденная рукопись, рассказ попутчика, воспоминания путешественника, его рефлексия. Однако содержание частей повествования, публицистический пафос ряда глав, столкновение разных точек зрения на проблемы крепостнической России в разных главах — все эти композиционные приёмы были подчинены одной цели: воздействие на современников, стремление указать на болевые точки социально-политической жизни общества того времени. «Путешествие из Петербурга в Москву» — книга о России последней трети XVII в. В каждой главе были затронуты проблемы, связанные с правовым, политическим или нравственным состоянием русского общества: в «Софии» «Любани» проблема русского характера; в права крестьян; в «Чудово» — «беззаконие» власти; в «Спасской полести» — произвол властей, самодержавие. В главе «Подберезье» рассматривается вопрос о народном просвещении; в главе «Новгород» — проблема свобода древнего Новгорода и право народное, в главе «Зайцово» — рассказ Крестьянина о жестоком обращении «г-на Ассесора» с крестьянами и т. д. Однако это не просто собрание эпизодов, описывающих разные случаи, свидетелем которых или участником был путешественник.

Г. П. Макогоненко убедительно показал, что композиционное единство «Путешествия…» связано с образом героя-путешественника, который преодолевает свои заблуждения; с единым сюжетом, свидетельствующим о том, что симпатии путешественника постепенно, по мере знакомства с реальной жизнью и беззаконием, оказываются на стороне крестьян. Начиная с главы «Городня» крестьяне занимают центральное место в повествовании, герой общается только с крестьянами, в главе «Клин» искания путешественника достигают особого драматизма, появляется темя благословления народа, символом единения с народом становится платок, подаренный нищему. Композиция «Путешествия…», как считает исследователь, позволяет говорить о тенденции воспитательного романа в произведении Радищева.

В своём произведении Радищев создаёт теорию «соучастия» и его читатель проживает всё путешествие наравне с нарратором. Гнев, сострадание, протест, эмоциональное напряжение Путешественника побуждают читателя к подключению своих чувств. Автор использует суггестивные художественные образы, которые заставляют интенсивно работать воображение читателя, вызывают яркие эмоциональные переживания. Таким образом, мы видим единодушное реагирование на события, так как читатель, зачастую, в той же степени, что и Путешественник, находится в позиции активного наблюдателя.

Радищев был, прежде всего, просветителем, деятелем и человеком долга. Он стремился показать всю гибельность того пути, по которому идёт крепостническая Россия, издание его книги было гражданским и мужественным поступком.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72598




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 12:29:01
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение