Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Звериные образы в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова (ЕГЭ по литературе)

Произведение «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова было впервые опубликовано в 1833 году, в тот период расцвета аристократического светского общества Российской Империи, когда большим успехом пользуются тайные союзы, объединения, круги по интересам, где распространялись смелые предложения, декламировались стихи и нередко читались недавно вышедшие литературные труды, запрещённые цензурой. Неудивительно, что не сразу вышедшая в свет комедия привлекла внимание и, более того, была принята с восторгом в среде декабристов. Круг тем состоит из наиболее актуальных на то время и включает в себя одну, очень любопытную для рассуждения. В ней наглядно представляются звериные образы, используемые в комедии.

В комедии содержатся интересные сопоставления, отсылки и скрытые смыслы, связанные с образами действующих лиц и животными.

Например, в словах Чацкого в разговоре с Софьей о Молчалине:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Согласно библейским преданиям, «бессловесными» считали животных. Исключив авторскую иронию, такое прозвище обижает и унижает, поэтому негодование Софьи, тянущейся душой к Молчалину, объяснимо. Объяснимы и её слова, произнесённые про себя и обличающие Чацкого в злоязычии:

Не человек, змея!

Действительно, если рассуждать, как Софья Павловна, ядовитые замечания Чацкого напоминают речи Змея-Искусителя, однозначно негативного персонажа. Той же позиции придерживается и всё фамусовское московское общество, и сам Фамусов.

Именно его монолог перед первым появлением Скалозуба содержит прямое упоминание упрямого животного, а именно - осла:

Ослы! Сто раз вам повторять?

Хоть и подразумевается, что грубое «ослы!» адресовано слуге, находит своё место и та мысль, что это не так, что адресат - Чацкий, а может и его собирательный образ в целом. Перед всплеском эмоций Павел Афанасьевич притворяется, что ничего не слышит и не видит, даже не замечает вошедшего слуги, показывая тем самым, что Чацкий неправ в своих суждениях и даже нет смысла его выслушивать. Александру Андреевичу не удалось поговорить как с Фамусовым, так и с Софьей, упавшей в обморок.

Кому назначено-с: не миновать судьбы,

Молчалин на

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.